Важным этапом подготовки выпускной квалификационной ра­боты является работа, связанная с подбором и изучением литературы. Список литературы для дипломной работы имеет большое значение и прежде чем приступить к ее написанию, надо тщательно изучить темы дипломных работ по предложенному списку литературы.


Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последова­тельности:

- руководящие документы (вначале законы, затем законода­тельные акты);

- научные издания (вначале книги, затем периодические из­дания);

- статистические данные.

Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хро­нологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем - прошлогодние, потом - двухгодичной давности и т.д. Время издания отражает особенности того исторического перио­да, в котором писалась книга, статья.  Рекомендуется использовать литературу не старше 5 лет от итоговой акттестации.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно ис­пользовать возможности тематического поиска документов в справочных правовых системах («Консультант», «Гарант», и др.). Эти справочно-информационные системы облегчают тематический поиск документов.

Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, а также имеющейся литературы в библиотеке   вуза. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опублико­ванных за год. Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в учебной и специальной литературе на выбранную тему.

Практика показывает, что большинство студентов, имея хоро­шие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема получаемой информации. Можно рекомендовать следующую после­довательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком.


В издании изучается:

- заглавие - при изучении заглавия издания следует сопоста­вить его с темой работы, так если заглавие совпадает с те­мой или уже ее, то это издание будет представлять интерес в полном объеме, если заглавие шире темы работы, то будет интересна только часть издания;

- фамилия автора - известность автора также важна при от­боре литературы, так если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения, если автор мало­известен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводи­мых положений, но именно они выдвигают и доказывают новые положения, что может быть использовано в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике:

-наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу);

- время (год) издания;

- аннотация - и содержит, как правило, цель подготовки издания, краткую его характеристику и круга потен­циальных читателей, что дает возможность оценить, насколько близка данное издание теме работы:

- оглавление, которое раскрывает структуру издания и позволяет полу­чить информацию о поставленных проблемах, на основе изучения которой можно определить, какая часть издания будет особенно полезна для работы;

- введение или предисловие, где наиболее часто раскрывают­ся причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги;

- справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т. д.) - позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов.

Следует просмотреть не только список литературы, приводимый в конце издания, но также библиографические ссылки в тексте, иллюстраций. Изучив список литературы, можно получить информа­цию о проведенных исследованиях в изучаемой области; а    иллюстративный материал - позволяет в кратчайший срок уяснить основные положения по исследуемым проблемам, а наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о вы­соком качестве проработки автором изучаемых проблем. Полезно помнить, что первые предложения абзацев в представляющих интерес главах,

- как правило, отражают основную мысль абзаца, поэтому для понимания смысла текста в целом достаточно прочитать начальные предложения абзацев. При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Чем больше собирается науч­ных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографии. Записать правильно источник формации - дело минутное, но эта минута поможет сберечь часы работы. Порядок оформления библиографических ссылок дан в приложении. На основании произведенных записей составляется список литературы, который согласовывается с научным руководителем.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к более детальному изучению основных изданий .

При изучении подобранной литературы критерием оценки бу­дет являться возможность использования этого материала в работе. Целесообразно придерживаться при изучении литературы той же последовательности, что и при ее подборе, которая описана в начале раздела. Более подробное изучение литературы по выбранной теме, нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление по основным аспектам рассматриваемой темы, а затем уже переходить к поискам нового материала.


Изучение научной литературы желательно проводить по этапам:

-   общее ознакомление с произведением в целом по его оглав­лению;

-   беглый просмотр всего содержания;

-   чтение в порядке расположения мате­риала;

-   выборочное чтение какой-либо части;

-   выписка или ксерокопия материалов, представляющих ин­терес;

-  критическая оценка, редактирование и «чистовое» оформ­ление фрагмента будущей работы.

При изучении литературы следует выявить дискуссионные во­просы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой те­ме других исследователей и формирование собственной позиции по­вышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.

Изучая литературные источники, необходимо тщательным об­разом следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться, не забывая указывать правильно источник. В последствии полученные выписки тщательно отбираются и оценива­ются. Возможно, что часть выписок окажется бесполезной; очень ред­ко они используются полностью.

Если работу предполагается оформлять с использованием средств компьютерной техники, то целесообразно конспектировать путем набора материала в одном из текстовых редакторов с указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформ­лении работы. Если при первоначальном наборе текста требуемый формат набора не соблюдался, то в последующем может потребовать­ся дополнительное редактирование.

После изучения подобранной литературы целесообразно про­вести уточнение плана работы и составить развернутый план. Развер­нутый план будущей работы представляет собой дальнейшую детали­зацию утвержденного плана выпускной квалификационной работы. В развернутом плане выделяются разделы и подразделы, развивающие проблемы, вынесенные в наименование глав. Развернутый план со­гласовывается с научным руководителем.

 

C уважением, Ваш отличник24.рф!