Поскольку выпускная работа является, прежде всего, квалифи­кационной работой, ее языку и стилю следует уделять самое серьез­ное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая культура выпускной квалификационной работы лучше всего позволя­ет судить об общей культуре ее автора. Необходимо знать и правиль­но использовать в своей работе основные научные понятия, которые приведены в конце данной статьи!
Наиболее характерной особенностью языка письменной науч­ной речи является формально-логический способ изложения материа­ла. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Из­ложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство, истин, выявленных в результате исследова­ния, фактов действительности.
Для текста работы характерна смысловая законченность, цело­стность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средст­ва связи, а именно:
- указывающие на последовательность развития мысли (вна­чале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, и так,  и др.)
- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
- причинно-следственные отношения (следовательно, по­этому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие это­го, кроме того, к тому же);
- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть);
- итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение, отметив все сказанное, позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указан­ные и др.).
В некоторых случаях определенные словосочетания и способст­вуют улучшению рубрикации текста. Например, слова "приступим к рассмотрению" могут заменить заглавие рубрики.
Фразеология научной прозы также весьма специфична. Она признана, с одной стороны, выражать логические связи между частя­ми высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как «при­вести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т.п.). С другой стороны, обозначать определенные понятия, являясь, по сути дела, терминами (такие, например, фразеологические обороты и слож­ные термины, как «ассортиментный минимум», «государственное право», «потребительская корзина» и т.п.).
Грамматические особенности научной речи, также существен­но влияющие на языково-стилистическое оформление текста. Для об­разования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «повыше», «побыст­рее»), а также превосходная степень прилагательного.
В работе очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, «Эти данные служат основанием для вывода...»).
Поскольку речь работы характеризуется строгой логической по­следовательностью, то отдельные предложения и части сложного це­лого очень тесно связаны друг с другом. Каждый последующий выте­кает из предыдущего или является следующим звеном в повествова­нии или рассуждении. Поэтому для текста работы чаще используются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения.
В работах не употребляются местоимения «я», не всегда умест­но - «мы». Для этих целей лучшими конструкциями являются неоп­ределенно-личные предложения (например, «Вначале производят от­бор образцов для анализа, а затем устанавливают их соответствие требованиям...»). Употребляется также форма изложения от третьего лица (например, «автор полагает,..»). Аналогичную функцию выпол­няют предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию...»). Такой залог устраняет не­обходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст диссертации личные местоимения.
Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность — одно из глав­ных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Между тем студенты не всегда добиваются точности словоупотребления, небрежно отбирая слова, которые часто искажают высказанную мысль. Отсюда различ­ного рода лексические ошибки, лишающие научную речь точности и ясности. Снижает точность сообщаемой информации проникновение в научную речь просторечных и жаргонных слов бытового обихода, которые употребляются вместо соответствующих терминов. Так, на­пример, необходимо использовать «торговая надбавка», а не «нацен­ка» и тем более не «накрутка». Нередко доступность и доходчивость называют простотой. Простота изложения способствует тому» что текст работы читается легко, в то же время нельзя отождествлять про­стоту и примитивность.
Краткость — третье необходимое и обязательное качество на­учной речи, более всего определяющее ее культуру, Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы.
Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляет­ся в употреблении лишних слов. Например: «Для этой цели фирма использует имеющиеся подсобные помещения» (если помещений нет, то и использовать их нельзя); "Проверкой было установлено, что су­ществующие расценки во многих торговых точках нашего города бы­ли значительно завышены" существующие расценки не могут быть ни завышены, ни занижены).
К речевой избыточности следует отнести и употребление без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание. Зачем, например, говорить «ничего экстраординарного», когда можно сказать «ничего особенного»; вместо ординарный — обыкновенный, вместо индиффе­рентно — равнодушно, вместо игнорировать — не замечать, вместо лимитировать — ограничивать, вместо ориентировочно — примерно, вместо функционировать — действовать, вместо диверсификация — разнообразие, вместо детерминировать — определять, вместо апроби­ровать — проверять и т.д.
Неправильное или параллельное употребление иноязычной лек­сики ведет, как правило, к ненужным повторениям, например: «про­мышленная индустрия» (в слове «индустрия» уже заключено понятие «промышленная»), «форсировать строительство ускоренными темпа­ми» («форсировать» и означает «вести ускоренными темпами»), «по­терпеть полное фиаско» («фиаско» и есть «полное поражение»).
Другая разновидность многословия — тавтология, т.е. повторе­ние того же самого другими словами. Многие работы буквально пе­реполнены повторениями одинаковых или близких по значению слов, например: «в августе месяце», «схематический план», «пять человек продавцов», «семь штук прилавков» и т.п.
Помимо лексических форм многословия в текстах нередки и стилистические недочеты речевой избыточности, среди которых пре­обладают канцеляризмы, засоряющие язык, придавая ему казенный оттенок. Примером могут служить следующие фразы: «Эти товары допустимы к продаже только после специальной обработки», «Раз­грузку товаров производят на базе использования ленточного конвей­ера».
Особенно часто канцеляризмы проникают в работу в результате неуместного использования так называемых отыменных предлогов (в деле, по линии, за счет, в части), которые лишают такую речь эмо­циональности и краткости. Например: «В части удовлетворения за­просов населения», «В деле повышения экономичности работы мага­зина.
Объем методических указаний не позволяют дать исчерпывающий анализ до­пускаемых в работах ошибок. Целью данного пособия является при­влечение внимания студентов к важности языка и стиля изложения текста работы.


Основные понятия научно-исследовательской работы

Актуальность проблемы - убеждение в том, что ранее подоб­ная тема не выполнялась и для решения проблемы необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания.

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объясне­ния каких-либо явлений.

Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокуп­ности таких случаев.

Диссертация - научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учеб­ника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной по­казать научно-практический уровень исследования, представленного на соискание ученой степени.

Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация:

-  обзорная;

-  вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных до­кументов;

-   релевантная - информация, заключенная в описании прототи­па научной задачи;

-   реферативная - вторичная информация, содержащаяся в пер­вичных научных документах;

-   сигнальная - вторичная информация различной степени свер­тывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

-   справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследовательская специальность (часто именуемая как на­правление исследования) - устойчиво сформировавшаяся сфера ис­следований, включающая определенное количество исследователь­ских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения устанавли­ваются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Категория - форма логического мышления, в которой раскры­ваются внутренние, существенные стороны и отношения исследуе­мых предметов.

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура - создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Краткое сообщение - научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в ито­ге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа - оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фак­тов.

Методология научного познания - учение о принципах, фор­мах и способах научно-исследовательской деятельности.

Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уров­не ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная новизна работы - признак, который дает право авто­ру на использование понятия «впервые» при характеристике получен­ных им результатов и проведенного исследования, заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических, коммерческих процессов.

Научная тема - задача научного характера, требующая прове­дения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование - целенаправленное познание, результа­ты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний.

Научно-техническое направление научно-исследователь­ской работы - самостоятельная техническая задача, обеспечивающая в дальнейшем решение проблемы.

Научный доклад - научный документ, содержащий изложение результатов научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории.

Научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа — ис­черпывающе осветить выполненную работу по ее завершению или за определенный промежуток времени.

Научный факт - событие или явление, которое является осно­ванием для заключения или подтверждения. Является элементом, со­ставляющим основу научного знания.

Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной про­блемы и перспективами ее развития.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Практическая значимость - заключается в выработке кон­кретных мероприятий, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности коммерческой деятельно­сти.

Предмет исследования - все то, что находится в границах объ­екта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема - крупное обобщенное множество сформулирован­ных научных вопросов, которые охватывают область будущих иссле­дований. Различают следующие виды проблем: - исследовательская -комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

-  комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских
тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших хозяйственных задач;

-  научная - совокупность тем, охватывающих всю или часть на­учно-исследовательской работы; предполагает решение конкретной
теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение
дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она вы­ступает как форма синтетического знания, в границах которой от­дельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение - мыслительная операция, посредством кото­рой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным,

Фактографический документ - научный документ, содержа­щий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в ре­зультате научно-исследовательской работы,

Формула изобретения - описание изобретения, составленное по установленной форме и содержащее краткое изложение его сущно­сти.

Формула открытия - описание открытия, составленное по устной форме и содержащее четкое(ясное) изложение сущно­сти открытия.

Цель работы - заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между  явлениями


С уважением, Ваш отличник24.рф!