Уважаемый студент!

Данная работа не готова, но Вы можете заказать ее у нас за символическую цену, связавшись с нами любым удобным для Вас способом:

Мы ответим Вам в самое ближайшее время. Всегда рады помочь!

4.5.3.Индивидуальное задание

Индивидуальное задание предполагает самостоятельную работу студентов в подготовке к написанию философского эссе.

Философское эссе – это относительно свободные рассуждения магистранта по теме, заданной преподавателем и содержащие ответ на вопрос о перспективах и возможных путях ее решения, например, «Почему современная научно-техническая парадигма не может быть этически нейтральной?» Объем эссе – на усмотрение магистранта. Оценивается оригинальность подхода магистранта к проблеме, его аргументация, способность обоснованно отстаивать и излагать свою точку зрения. Вопросы для эссе предусмотрен в планах практических занятий.


Темы индивидуальных заданий (эссе): 

  1. Теоретические и эмпирические методы познания в социально-гуманитарных и научно-технических науках (на примере реализации конкретной научно-исследовательской темы магистранта).
  2. Специфика социально-гуманитарного знания в эпоху «высоких технологий».
  3. Специфика технических наук на современном этапе развития.
  4. Почему современная деятельность ученого (или инженера) не может быть этически нейтральной?

В ходе работы над индивидуальным заданием предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий и консультаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.


4.5.4. Темы рефератов

Особое место в структуре дисциплины занимает подготовка и защита реферата. Эта такая форма подачи имеющейся информации, которая представляет собой: обзор различных источников информации, мнений нескольких авторов по определенной проблеме, анализ какого-либо первоисточника или теоретического задела автора в рамках заданной темы. Рефераты могут носить обзорный, теоретический характер или конкретный методический. Перечень тем для написания рефератов приведен как самостоятельный раздел УМКД.

  1. NBICS-технологии и проблема конвергентного характера развития современной науки и техники.
  2. Сущность и основные особенности развития классической науки.
  3. Сущность и основные особенности развития неклассической науки.
  4. Сущность и основные особенности развития постнеклассической науки.
  5. Системное движение в современной науке: кибернетика, синергетика, общая теория систем.
  6. Концепция единого закономерного мирового процесса и теория глобального эволюционизма.
  7. Методы научного познания и их классификация.
  8. Становление математизированного экспериментального естествознания в новоевропейской культуре.
  9. Роль техники в становлении опытной науки в новоевропейской культуре.
  10. «Аристотелевская» наука vs «галилеевская» наука (сравнительный анализ)
  11. Эмпиризм Бэкона vs рационализм Декарта (сравнительный анализ)
  12. Философско-методологический анализ текста Канта («Пролегомены»)
  13. Научная картина мира. Философские основания науки.
  14. Социальная оценка техники и концепция устойчивого развития.
  15. История, философия и методология социальных наук (на примере конкретной дисциплины, например, социологии, политологии, экономики…)
  16. Современная система производства в России. Особенности освоения пятого и шестого технологического укладов.

 

6.4.        Перечень вопросов к экзамену

  1. Античная философия в ее связи с наукой (общая характеристика).
  2. Майевтика Сократа как прототип метода научного дискурса.
  3. Философия Платона о познании.
  4. Философия Аристотеля. Виды научного познания.
  5. Античная философия о познании.
  6. Античная логика и математика.
  7. Реализм, номинализм, концептуализм и эмпиризм в средневековой христианской философии.
  8. Проблема techne в античной и средневековой христианской философии.
  9. Философско-методологические основания коперниковской революции.
  10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
  11. Предпосылки возникновения экcпериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
  12. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт) в новоевропейской философии.
  13. Классическая немецкая философия. Кант о познании. «Пролегомены».
  14. Позитивизм - неопозитивизм – постпозитивизм (общая характеристика)
  15. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.
  16. Особенности эмпирического и теоретического языков науки.
  17. Верификация vs фальсификация (сравнительный анализ)
  18. Структура эмпирического знания.
  19. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.
  20. Структура теоретического знания.
  21. Что такое научный закон и научная теория?
  22. Чем отличается аксиома от гипотезы?
  23. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний.
  24. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории.
  25. Роль математики в классическом и неклассическом естествознании.
  26. Математическое моделирование в технических науках и инженерных разработках.
  27. Конструктивистский подход в современной технонауке.
  28. Методы научного познания и их классификация.
  29. Научные революции как перестройка оснований науки. Структура научных революций.
  30. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
  31. Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки.
  32. Философские основания научных картин мира.
  33. Предмет и структура философии экономики. Эволюция понятия «хозяйство» в историко-философской перспективе.
  34. Диалектическая взаимосвязь различных типов хозяйственно-экономической деятельности.
  35. Становление философии техники (Э Капп, Ф. Бон, А. Эспиноза). «Органопроекция» Э. Каппа.
  36. «Гуманитарная» и «инженерная» философия техники.
  37. Фундаментальная онтология Хайдеггера о науке и технике. Учение о «поставе».
  38. Современная аналитическая философия техники. Теория технической деятельности.
  39. Техника и общество. Социальная оценка техники как прикладная философия техники
  40. Социальная оценка техники и социально-экологическая экспертиза.
  41. Новые этические вызовы техногенной цивилизации.
  42. Научно-технический прогресс и концепция устойчивого развития.