Уважаемый студент!

Данная работа не готова, но Вы можете заказать ее у нас за символическую цену, связавшись с нами любым удобным для Вас способом:

Мы ответим Вам в самое ближайшее время. Всегда рады помочь!


Задание №1

  1. В каком из вариантов схем наиболее правильно передано соотношение философии и мировоззрения? Обоснуйте Ваш выбор.

ФМ

Ф

Ф

Ф

М

М

М

М

Ф

а)                             б)                          в)                       г)                          д)

  1. В чем заключается принципиальное отличие философского мировоззрения от религиозного?
  2. Что, по Аристотелю, побуждает людей философствовать? (См.: Аристотель. Метафизика. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 12-13)
  3. Приведите не менее двух примеров проявления диалектического закона единства и борьбы противоположностей.
  4. Чем философия отличается от мудрости? (См.: Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философии. – Ростов н/Д., 1995.)
  5. В чем заключается тайна, загадка антропосоциогенеза?
  6. Ведет ли отрицание объективности истины к агностицизму? Обосновать.
  7. Решение любой научной проблемы зависит от единодушия большинства авторитетных ученых. Если они признают доказательства истинности какого-либо знания достаточными, то оно становится “научным фактором”.

Согласны ли Вы с такой теоретико-познавательной концепцией? Обоснуйте ее правомерность или неправомерность.

  1. Чем даосский идеал “совершенномудрого” отличается от конфуцианского идеала “благородного мужа”?

 

Задание №2

  1. В чем сходство и различие мифологического и религиозного мировоззрения?
  2. Почему философию называют теоретической основой мировоззрения?
  3. В каком из вариантов схем наиболее правильно передано соотношение философии и науки? Обоснуйте Ваш ответ.

Ф

Н

Ф

Н

Н

Ф

Н

Ф

ФН

    а)                           б)                        в)                        г)                       д)

  1. Каков механизм постижения сути вещей по Платону? (См.: Платон. Символ пещеры. Фрагмент из работы “Государство” // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 412 - 414).
  2. Приведите не менее двух примеров проявления диалектического закона перехода количественных изменений в качественные изменения.
  3. Что В. С. Соловьев называет теософией? (См.: Соловьев В. Философские начала цельного знания. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 92-97).
  4. Чем отличаются друг от друга эмпиризм и сенсуализм?
  5. Выбрать среди приведенных ниже суждений а) верное; б) вульгарно – биологизаторские; в) вульгарно – социологизаторские. Обосновать выбор.
  • Человек и его жизнь определяются биологическими законами.
  • Человек – это слепок социальной среды.
  • Человек – это существо социальное, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
  • Поведение человека полностью обусловлено его генотипом.
  • Человек – это совокупность социальных ролей.
  1. Дайте определение следующим философским понятиям: монизм, агностицизм, онтология, идеализм, сциентизм. В каких значениях употребляется в философии термин “метафизика”?

 

Задание №3

  1. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие современные философские направления нашли в них отражение.

а) Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О.   Конт).

б) Предмет философии – это логический анализ языка науки

 (Л. Витгенштейн).

в) Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить

(А. Камю).

  1. Какова главная черта философии, по Хайдеггеру? (См.: Хайдеггер. Основные понятия метафизики // Мир философии. Хрестоматия. М., 1991. T.I с. 118-125).
  2. В чем предназначение философии видел Сократ? (См.: Вольф Р.П. О философии).
  3. Назвать и изложить две противоположные точки зрения на природу (происхождение) сознания.
  4. Соотнесите приведенные ниже интерпретации природы с  историческими эпохами, в рамках которых они  преобладали:

Природа – это сила, противостоящая человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.

 

Природа – это одушевленный  Космос. Человек  –  это органическая часть  природы,  составляющая с ней единое целое.

 

Природа – это сложная система, которая благодаря сознательной деятельности человека  эволюционирует в сферу разума, ноосферу.  Человек должен обеспечивать совместную эволюцию  (коэволюцию) природы и общества.

 

Природа создана Богом по его собственному проекту. В мировой иерархии (Бог – человек – природа) она является последним звеном.

 

 

 

 

Античность

 

Средние века

 

Новое время

 

XX в.

 

  1. К какой разновидности идеализма можно отнести каждое из нижеприведенных суждений?

а) Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания (Р. Тагор).

б) Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком (Д. Джипс).

в) Я – познающее и есть существующее; все же прочее есть лишь познаваемое, то есть лишь мысленное, следовательно, не существующее (Г. Фихте).

г) Можно сказать о всемирной истории, что она является обнаружением духа в том виде, как он вырабатывает себе знание о том, что он есть в себе…

(Г. Гегель).

Обоснуйте Ваш ответ.

  1. В чем заключается разница между объективным идеализмом и субъективным идеализмом?
  2. Как трактуется движение в метафизике и диалектике?
  3. Чем отличаются общесоциологический (научный) и социально – философский подходы к изучению проблемы общества?

 

Задание №4

  1. Как соотносятся идеализм и религия?
  2. В чем заключается:
  • предмет философии;
  • специфика философии;
  • значение философии в жизни человека и общества?
  1. Характеризуя отношение между материей и движением, Энгельс отмечал, что движение – это не просто свойство, а всеобщий атрибут материи. В чем различие между понятиями “атрибут” и “свойство”? Почему движение нельзя назвать просто свойством материи?
  2. Какое содержание вкладывается материалистической философии в понятие “бытие”?
  3. Какое из суждений выражает точку зрения агностицизма? Почему?

а) Познание мира не может завершиться абсолютной истиной;

б) “Вещи в себе” непознаваемы;

в) Все научные теории – лишь гипотезы;

г) Я знаю, что ничего не знаю;

  1. Как соотносятся между собой понятия “чувственный” и “рациональный” и соответственно “эмпирический” и “теоретический”? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное – теоретическим? Почему?
  2. Что означает “философская антропология” у Н. Бердяева? (см.: Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I С. 97-111).
  3. Какой ответ на вопрос о соотношении понятий “человек” и “личность” правильный?

а) “Человек” и “личность” – понятия тождественные;

б) Личность – это культурно развитый человек;

в) Личность – это человек, обладающий самосознанием, свободой воли и способностью к самоопределению.

Почему, на Ваш взгляд, другие высказывания не отражают в полной мере соотношение этих понятий?

  1. Что означают приведенные ниже понятия? С именами кого из философов связано их концептуальное оформление?
  2. Апейрон. 2. Атом. 3. Абсолютная идея. apriori. 5. Вещь в себе. 6. tabularasa. 7. Всеединство. 8. Соборность.

 

Задание №5

  1. Какие из приведенных ниже определений понятия материи являются философскими?
  • Материя – это всё то, что обладает массой или энергией.
  • Материя – все состоящее из атомов.
  • Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях.
  • Материя – это вещество, поле и вакуум.
  • Материя – это субстанция, первооснова всего существующего.

По какому критерию Вы отбирали правильные варианты ответов?

  1. Можно ли быть свободным от философии, по Бердяеву? (см.: Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I С. 97-111).
  2. Каковы причины кризиса мифологического сознания, приведшие к возникновению философии?(См. учебник:В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических вузов).
  3. Чем Платон заменил идею атомов Демокрита в составе онтологического учения? (См.: Гейзенберг А. Шаги за горизонт // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 271-280).
  4. К. Маркс писал, что люди являются и актерами, и авторами своей всемирно-исторической драмы. Как Вы понимаете это высказывание? Что подразумевает под этим высказыванием автор?
  5. В чем заключается познавательный метод индукции? В чем его ограниченность?
  6. Какие условия необходимы, чтобы у человека (ребенка) с нормально функционирующим мозгом пробудилось сознание?
  7. В чем заключался агностицизм И. Канта?
  8. Согласны ли Вы с тем, что процессы интеграции в научной, технической, экономической и других областях жизни общества приведут к созданию единой наднациональной культуры? Обоснуйте Ваше мнение.

 

Задание №6

  1. Что объединяет философский материализм и науку?
  2. В философии существует два подхода к трактовке пространства и времени и их соотношения с материей: субстанциональный и реляционный. Какой из них дается с точки зрения метафизики, а какой – диалектики? Обосновать.
  3. Как Б. Рассел определяет философию в ее соотношении с религией и наукой? (См.: Рассел Б. История западной философии. М., 1993. T.I с. 118-125). (Предисловие)).
  4. За что Аристотель критиковал теорию идей Платона?
  5. В чем заключается принципиальное отличие человеческого общества от биологического сообщества?
  6. Всякое научное исследование начинается с постановки проблемы. Что такое проблема? Какие из предлагаемых вариантов наиболее верно раскрывают содержание этого понятия? Почему?
  • Проблема – это вопрос, касающийся сущности какого – либо явления.
  • Проблема – это задача, у которой нет готового алгоритма решения.
  • Проблема – это вопрос, имеющий большое значение, важность для теории и практики.
  • Проблема – это знание о незнании.

Что является критерием проблемности любого вопроса?

  1. У кого, по мнению В. Соловьева, впервые является диалектика как определенный вид философского мышления? (См.: Соловьев В. Философские начала цельного знания. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 92-97).
  2. Если биологические факторы играют ведущую роль в поведении человека, то правомерным будет вывод, что и в отклоняющемся, асоциальном поведении определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинкта). Тогда можно говорить о генетической предзаданности преступности. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
  3. В чем состоял метод Сократа? Почему он сравнивал его с повивальным искусством?

 

Задание №7

  1. В чем, по мнению Бердяева, заключается практическая задача философии (См.: Бердяев Н. А. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I. С. 97-111. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Там же. С. 111-116).
  2. Можно ли определить философию как максимально рационализированное в данную эпоху мировоззрение?
  3. Какие два понимания “материальной причины” были в Древней Греции? (См.: Гейзенберг А. Шаги за горизонт // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 271-280).
  4. Дайте определение понятия “движение”. Докажите, что движение абсолютно, а покой относителен. Приведите примеры:

а) количественных изменений, б) качественных изменений,  в) развития. Что такое прогресс и регресс? Является ли регресс развитием?

  1. Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: представление, раздражимость, чувствительность, мышление. Охарактеризуйте каждую из них и приведите примеры их проявления в живой природе.
  2. Определите, к каким философским направлениям относятся приведенные ниже суждения о пространстве и времени.

Пространство и время – это формы нашего восприятия

Пространство и время – независимые от материи субстанции

Пространство и время – это объективные формы существования материи

Пространство и время – это формы бытия мирового разума

 

Объективный идеализм

Диалектический материализм

Сенсуализм

Метафизический материализм

 

  1. Какова связь сознания и языка?
  2. Какие философские методы называл В. Соловьев? (См.: Соловьев В. Философские начала цельного знания. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 92-97).
  3. Почему, на Ваш взгляд, материалистические философские учения в древневосточной философии не получили такого развития, как в античной Греции?

 

Задание №8

  1. Прав ли Сократ, сказавший, что человек не сможет познать сущность мира, пока не познает себя? Почему?
  2. Подтверждает ли, по мнению Гейзенберга, современная физика идеи атомистов? (См.: Гейзенберг А. Шаги за горизонт // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 271-280).
  3. Проанализируйте нижеприведенные схемы. Какому из 3-х философских направлений принадлежит каждая из них: объективный идеализм, субъективный идеализм, материализм?

Абсолютная идея

Я

Мир

Я

Мир

Я

Мир

а)                                               б)                                                 в)

  1. Какое из приведенных ниже суждений правильно определяет понятие бытия?

а) Бытие – это все свойства и проявления материального мира;

б) Бытие – это все существующее;

в) Бытие – это все, существующее объективно, независимо от сознания;

г) Бытие – это весь мир.

Почему Вы считаете Ваш выбор правильным? Обоснуйте.

  1. Что означает “коперниканский переворот” в науке и “картезианский переворот” в философии?
  2. Изложите в тезисной форме основные  идеи «Римского клуба».  В чем заключалась деятельность этой  организаци?
  3. Ради чего люди стремятся к знанию, по Аристотелю? (См.: Аристотель. Метафизика. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 12-13).
  4. Ф. Бэкон выделяет четыре вида иллюзий (“идолов”) в познавательной деятельности человека: идолы рода, пещеры, площади и театры. Опишите каждый из них и приведите примеры (автора или свои). От кого из них, по мнению Бэкона, труднее всего избавиться? Почему?
  5. Для чего предназначена формальная логика? Кто из великих философов является ее автором?

 

Задание №9

  1. Почему Н. Бердяев считает положение философа “поистине трагическим”? (См.: Бердяев Н. А. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I. С. 97-111. О назначении человека // Там же. С. 111-116).
  2. Какую философскую позицию иронически выразил Гёте в строках:

“На мир мы все по-своему глядим,

 И каждый прав с воззрением своим.”? (с. 12-13)

  1. Каким свойством, по Соловьеву, должна обладать истинная философия? Что он называет теософией? (См.: Соловьев В. С. Философские начала цельного знания. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 92-97).
  2. Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия? Как Вы понимаете выражение: философия – это теоретическое ядро мировоззрения?
  3. Как трактуется свобода человека в философии Б. Спинозы,  И. Канта,      Ж.-П. Сартра?  Заполните таблицу, кратко сформулировав ответы философов на этот вопрос. Соотнесите эти концепции с предлагаемыми в таблице философскими направлениями, выбрав из списка наиболее  подходящие для рассматриваемых концепций направления.

Автор концепции

Трактовка свободы

Философские направления

Б. Спиноза

?

Рационализм

Детерминизм

Экзистенциализм

Иррационализм

Прагматизм

Гедонизм

Гуманизм

И. Кант

?

Ж.-П. Сартр

?

  1. Дайте определение следующим понятиям: рефлексия, материализм, дуализм, мировоззрение, “вещь в себе” (ноумен). В каких значениях употребляется в философии термин “диалектика”?
  2. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство кузнеца или краснодеревщика не считаются научными и не включаются в систему науки?
  3. В чем заключается двойственная природа человека?
  4. Человек – это субъект или продукт человеческой деятельности? Как бы Вы ответили на этот вопрос?

 

Задание №10

  1. Укажите, какие специфические функции философии выделены в приведенных ниже определениях предмета философии.
  • Предметом философии является всеобщее в системе “мир – человек”. Это учение о мире в целом и об отношении человека к этому миру (Алексеев П. В., Панин А. В.).
  • Исторически каждое новое научное направление возникало в результате предшествующего анализа соответствующего предмета исследования и методов исследования. Благодаря этому философия получила название “матери всех наук” (Акофф Р., Эмери Ф.).
  • “Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы определенной науки или комплекса наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей” (Данем Б.).
  1. Что говорит Бердяев о соотношении философии и науки? (См.: Бердяев Н. А. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I. С. 97-111. О назначении человека // Там же. С. 11-116).
  2. Существует ли четкий критерий, отличающий научное знание от других форм знания? Если да, то каковы признаки отличающие науку, например, от 1) обыденного знания; 2) философии; 3) религии; 4) морали; 5) искусства.
  3. Почему в споре Демокрита и Платона Гейзенберг занимает сторону последнего? (См.: Гейзенберг А. Шаги за горизонт // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 271-280).
  4. Что лежит в основе человеческой природы? Соотнесите варианты ответов на этот вопрос  с  именами философов  –   авторов  этих ответов.

Разум и мышление

Экономический интерес

Сексуальный инстинкт

Воля к власти

Ф. Ницше

З. Фрейд

Р. Декарт

К. Маркс

  1. В чем заключается существенное различие между определениями понятия “свобода” И. Канта и философов – экзистенциалистов.
  2. Какие из перечисленных элементов культуры можно отнести к материальной культуре, а какие – к духовной? Аргументируйте свой ответ.

Архитектура. Наука. Театр. Язык. Нравственные нормы. Технология. Идеология. Машиностроение. Философия. Предрассудки. Этикет. Средства производства. Мода. Образование. Изобразительное искусство.

  1. Когда, по Платону, идея может стать реальностью? (См.: Платон. Символ пещеры. Фрагмент из работы “Государство” // Мир философии. Хрестоматия. М., 1991. Часть I, раздел IV с. 412-414).
  2. В чем заключался априоризм И. Канта?