Уважаемый студент!

Данная работа не готова, но Вы можете заказать ее у нас за символическую цену, связавшись с нами любым удобным для Вас способом:

Мы ответим Вам в самое ближайшее время. Всегда рады помочь!

Тема 1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты  по разделам:

  • Оперативные и консервативные методы лечения в период матриархата;
  • Приёмы лечения «устрашающего врачевания»;
  • Теургическая медицина.

 

Задание 2. Познакомиться с извлечением из статьи Н. А. Криничной «Народные представления русских о свойствах растений» (см информационные материалы по теме в учебном пособии) и письменно ответить на следующие вопросы:

  1. Какими литературными источниками пользуются ученые-этнографы для сбора и накопления материала об использовании знахарями «чародейских трав»?
  2. Для каких целей используются «чародейские травы»?
  3. Какие конкретно лекарственные растения используются в этих целях?

         Выявить основные направления использования лекарственных растений в мистических целях и заполнить таблицу согласно примеру.

Сведения о мистическом использовании лекарственных растений в народной медицине

№ п\п

Направления использования

Народное название растения

Научное  название растения

Латинское название растения

Магическая цель применения

1.

Создание человека, воскрешение умерших

перевязка

герань луговая

Geranium pratente

Лечение гинекологических заболеваний

2

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Указать правильный ответ:

  1. Фамилия французского писателя, яркого приверженца философии «золотой век истории человечества»:

А. Дюбуа

Б. Лакло

В. Руссо

Г. Смит

 

  1. При изучении медицины и фармации первобытного общества ученые анализируют культуру, быт современных нам племен, живущих на стадии первобытного общества. Ученые называют такие племена термином:

А. параллельные

Б. синполитейные

В. палеопсихологические

Г. исторические

 

  1. Первыми из целебных растений стали использовать растения, обладающие следующим фармакотерапевтическим эффектом:

А. болеутоляющие

Б. глистогонные

В. противовирусные

Г. биогенные стимуляторы

 

  1. Жреческая медицина появляется в следующий исторический период:

А. зарождения матриархата

Б. разложения матриархата

В. период развития пастушества

 

  1. Впервые понятие «сверхъестественная причина болезни – деятельность злого духа» формируется в следующий исторический период:

А. зарождения матриархата

Б. разложения матриархата

В. период развития пастушества

 

  1. В качестве шовного материала в период матриархата стали использовать следующих насекомых:

А. пауков

Б. богомолов

В. муравьев

Г. гусеницу бабочки шелкопряда

 

Установить  соответствие:

Направление действия растения

Название растения

7. Наделение сверхъестественными силами               

А.Лапчатка прямостоячая

8. Лечебная сила                                                            

Б. Земляника

 

В. Подорожник                                                                       

 

 

  1. Назвать группы приемов лечения, появившиеся благодаря учению о том, что болезнь – это кара за непочтительное отношение к памяти предка:                        1.___________                    2. ____________

 

Тема 2. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты  по разделам:

  • Характеристика источников знаний о медицине и фармации Древнего Египта
  • Классификации лекарственных средств
  • Характеристика состояния фармацевтической технологии Древнего Египта.


Задание 2.
Познакомиться с разделом книги Т.С. Сорокиной «Атлас истории медицины»  «Характеристика медицинских папирусов»,  обобщить изученный материал и заполнить таблицу.

Характеристика медицинских папирусов

№ п\п

Название папируса

       Содержание папируса

1.

 

 

 

 

 

                                

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Найти ошибку:

  1. Египтянам были известны следующие лекарственные формы

А. мази

Б. порошки

В. инъекционные растворы

Г. настои

 

 Дополнить терминами:

  1. Естественно – научные приемы лекарственной терапии в Древнем Египте делились на 2 группы:
  2. ________, 2. _________ .

3. Магические приемы лекарственной терапии в  Древнем Египте делились на 2 группы:

  1. _________, 2. _____________ .
  2. Высшее медико-фармацевтическое образование древнеегипетские врачи получали в храмах, носящих название ___________

 

  1. С целью коррекции вкуса в лекарственные препараты для женщин добавляли следующий ингредиент __________________

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Лекарственные средства по происхождению подразделялись в Древнем Египте на следующее число групп:

А. две

Б. три

В. четыре

Г. пять

 

  1. По количеству входящих в состав лекарств ингредиентов древнеегипетские препараты можно назвать следующим термином:

А. однокомпонентные

Б.  двухкомпонентные

Г.  многокомпонентные

 

  1. В храмах Древнего Египта создавались прообразы следующих организаций:

А. производственные аптеки

Б. аптеки готовых лекарственных форм

В. аптечные склады

Г. аналитические лаборатории

 

Тема 3. История медицины и фармации Месопотамии

Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты  по разделам:

  • Характеристика уровня развития медицинских знаний
  • Юридические нормы по отношению к врачам и врачеванию
  • Лекарственная терапия: классификации лекарственных средств

 

 Задание 2. Изучить раздел книги Т.С. Сорокиной «Атлас истории медицины», посвященный истории медицины Шумера, ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите число найденных в настоящее время медицинских табличек, характеризующих медицину и фармацию Шумера.
  2. Назовите число рецептов, содержащихся в данной табличке.
  3. На какие группы по происхождению можно разделить используемые шумерами лекарственные средства?

Ответ на вопрос представьте в виде таблицы.

Лекарственные средства древних шумеров

№ п.п.

Название классификационной группы по происхождению

Наименование лекарственных средств, используемых шумерами

 

 

 

 

 

 


  1. Какие приемы фармацевтической технологии использовали шумеры?
  2. Какие способы применения лекарственных средств знали шумеры?

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Указать номер правильного ответа:

  1. В настоящий момент найдено следующее число табличек, характеризующих лекарственные средства древнего Шумера:

А. одна

Б. две

В. десять

Г. сто

 

Найти ошибку:

  1. Основой для приготовления жидких и мягких лекарственных средств в Месопотамии служили:

А. пиво

Б. молоко

В. твердые жиры

Г. уксус

 

Указать номер правильного ответа:

  1. В Месопотамии впервые отмечено выделение следующей фармацевтической специальности

А. химик- аналитик

Б. фармацевт-технолог

В. фармацевт- работник аптечного склада

Г. фармацевт, продававший населению готовые лекарственные препараты

 

  1. Время приготовления лекарств в Месопотамии связывали со следующими обстоятельствами

А. желанием больного

Б. желанием врача

В. астрономическими периодами

Г. религиозными праздниками

 

  1. В Месопотамии появляется следующая однократная доза принятия жидких лекарственных препаратов

А. бутыль

Б. стакан

В. глоток

Г. чарка

 

 Дополнить числом:

  1. В связи с распространением шестидесятиречной системы исчисления времени в Месопотамии впервые устанавливают следующее время настаивания в пиве _________.

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Среди жидких лекарственных форм по сравнению с Древним Египтом в Месопотамии появляется следующая новая лекарственная форма

А. раствор

Б. настой

В. отвар

Г. микстура

 

Найти ошибку:

  1. Юридические государственные нормы регулировали следующие направления деятельности врачей – асу

А. продолжительность профессионального обучения

Б.  контингент пациентов

В. плату за лечение

Г. наказание за неправильное лечение.

 

Тема 4. История медицины и фармации Древних Индии и  Китая

Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты  по разделам:

  • Источники информации о медицине и фармации Древней Индии
  • Классификации лекарственных средств Древней Индии
  • Характеристика оперативных и консервативных методов лечения заболеваний в Древнем Китае
  • Характеристика состояния фармацевтической технологии в Древнем Китае.

 

Задание 2. Изучить материалы, посвященные развитию тибетской медицины, и ответить на следующие вопросы:

  1. Назвать регион распространения тибетской медицины
  2. Перечислить основные письменные источники
  3. Перечислить основные принципы лечения
  4. Назвать основные причины болезней, группы болезней, сверхсистемы организма (оформить таблицу)

Основные причины болезней, группы болезней, сверхсистемы организма

Название сверхсистемы

Опора сверхсистемы

Внешние признаки людей, относящихся к сверх системе

 

 

 


  1. Назвать классификации лекарственных средств в тибетской медицине.

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Указать номер правильного ответа:

  1. Составной частью древнеиндийского медицинского учения « Аюрведа» является

А. философское учение Чарвака

Б. философское учения йога

В. медицинский труд « Сушррута-самхита»

 

  1. Учение о космических элементах связано со следующей группой причин заболеваний

А. естественные причины

Б. сверхъестественные причины

 

Найти ошибку:

  1. К консервативным методам лечения в Древней Индии относили

А. диету

Б. банки

В. лекарственную терапию

Г. ринопластику

 

Указать номер правильного ответа

  1. Лучшими по качеству в Древней Индии считались лекарственные растения, собранные в следующей местности:

А. в Гималаях

Б. около городов

В.  в городах

Г. около деревень

 

  1. Самым сильным по действию среди лекарственных растений в Древней Индии считался:

А. перец

Б. имбирь

В. чеснок

Г. лотос

 

  1. Специфической триадой, относящей к консервативным методам лечения Древнего Китая, считают

А. мокса, массаж, акупунктура

Б. диета, очищение желудка, массаж            

В. массаж, лекарственная терапия, гимнастика

 

Найти ошибку:

  1. Тибетская медицина возникает, как сплав медицины следующих стран

А. Древний Китай

Б. Древняя Индия

В. Древняя Персия

Г. Древняя Сирия (Шамбола)

 

  1. Основными принципами тибетской медицины являются

А. подобное подобным

Б. противоположное противоположным

В. лечение всего организма больного

Г. применение природных продуктов.

 

Тема 5. История медицины и фармации Древней Америки

Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:

  • Источники информации о медицине и фармации народов Древней Америки
  • Характеристика консервативных методов лечения
  • Государственное регулирование медицинской и фармацевтической деятельности в государствах Древней Америки

 

Задание 2. Изучить статью  В.Е. Баглай «Древнеацтекская медицина» и  заполнить таблицу.                                    

Лекарственные средства медицины древних ацтеков

Классификационная группа по происхождению лек. средств

Название лекарственного средства

Лекарственная форма

Область применения

1. минерального происхождения

 

 

 

 

 

 

 

                                          

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Указать номер правильного ответа:

  1. Наиболее часто в древнеацтекской медицине использовали следующее растение:

А. Огурцы

Б. Финики

В. Агава

Г. Американский клен

                 

Дополнить:

  1. Врачами Древней Америки был сформулирован следующий принцип лечения больных и назначения лекарственных препаратов _____________

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Хирургические инструменты, использовавшиеся врачами Древней Америки при хирургических операциях трепанации черепа, изготавливались из следующего природного самородного материала:

А. золото

Б. никель

В. Сталь

 

Дополнить:

  1. Наука, изучающая быт, обряды, фольклор индейцев государств Древней Америки, и служащая одновременно одним из источников знаний о медицине Древней Америки называется термином ______________.

 

Указать номер правильного ответа:

  1. В отношении альбиносов законодательство ряда стран Древней Америки предусматривало следующие меры:

А.  изоляция от остальных жителей

Б. обожествление и обязательное включение в состав жрецов – врачей

В. насильственное включение в санитарные команды городских уборщиков

Г. принудительная запись в армию

 

  1. Дополнить терминами:

Лечение больных в странах Древней Америки занимались  следующие представители двух направлений медицины:

  1. __________________ 2. ________________

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Изготовлением лекарств в странах Древней Америки занимались следующие представители лекарей новой школы:

А. хирурги

Б. акушеры

В. фармацевты

Г. врачи по внутренним болезням

 

Дополнить:

  1. Для лечения насморка врачи Древней Америки использовали следующий способ применения газообразных лекарственных форм ________________.

 

Тема 6. История медицины и фармации Древней Греции

Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты  по разделам:

  • Характеристика направлений древнегреческой медицины, храмовая медицина и фармация
  • Методы и принципы лечения
  • Изготовление лекарственных средств
  • Последователи Гиппократа

 

Задание 2. Изучить раздел книги Т.С. Сорокиной «Атлас истории медицины», посвященный  жизни и деятельности Гиппократа,  ответить на следующие вопросы:

  1. Годы жизни Гиппократа
  2. Основные этапы биографии,
  3. Основные научные труды Гиппократа
  4. Важнейшие заслуги Гиппократа в области медицины

Сравнить психотипы людей, разработанные Гиппократом,  с психотипами, созданными в тибетской медицине и  заполнить таблицу.

Характеристика психотипов людей по Гиппократу

Название психотипа по Гиппократу

Название основной жидкости, определяющей название психотипа

Характеристика психотипа по Гиппократу

Соответствующее название психотипа из тибетской медицины

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 


Задание 3.
Выполнить тестовые задания.           

Указать номер правильного ответа:

  1. В храмовой медицине наиболее редко использовали следующий метод консервативной терапии:

А. водолечение,

Б.  массаж,

В.  гимнастика,

Г. лекарственная терапия

 

  1. Дополнить названием профессии:

Преподаватель медицины в древнегреческой медицинской школе назвался термином _________

 

  1. Установить последовательность периодов болезни в соответствии с учением Гиппократа:

А. период разряжения

Б. период сырости

В. период сварения

 

Указать номер правильного ответа:

  1. В соответствии с теорией о 4 качествах тел все ЛС в Древней Греции делили на следующие группы:

А. холодные, влажные, теплые, сухие

Б. атомарные, неатомарные

В. полезные, балластные

 

  1. В качестве кровоостанавливающего средства в Древней Греции назначался порошок:

А. мандрагоры

Б. салата

В. морских губок

Г. опия

 

Найти ошибку:

  1. В число используемых древнегреческим врачами твердых лекарственных формы входили:

А. порошки

Б.  свечи

В.  пессарии

Г. аппликации из глины

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Лекарственное средство, используемое в Древней Греции для наркоза при хирургических операциях, состояло из следующих ингредиентов:

А. сок листьев мандрагоры, опий, сок незрелой шелковицы, черной белены, болиголова, сок щавеля и плюща

Б. опий, коровье масло, рыбий жир

В. чеснок, полынь, тысячелистник, девясил

 

  1. Дополнить названием медицинского трактата:

Основной труд Гиппократа, раскрывающий связь сложения, темперамента человека с его здоровьем, предрасположенностью к какой-либо профессиональной деятельности называется термином ___________.

 

Тема 7. История медицины и фармации Древнего Рима

Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты  по разделам:

  • Характеристика этапов развития народной и профессиональной медицины
  • Характеристика консервативных методов лечения
  • Развитие фармацевтической технологии в Древнем Риме
  • Классификация фармацевтических специальностей

 

Задание 2.  Изучить раздел книги Т.С. Сорокиной «Атлас истории медицины», посвященный  жизни и деятельности Галена,  ответить на следующие вопросы:

1. Годы жизни Клавдия Галена

  1. Основные этапы его биографии
  2. Область научных интересов Клавдия Галена
  3. Важнейшие заслуги Галена в области фармации

                             

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Указать номер правильного ответа:

  1. Классификация лекарственных средств «В зависимости от темперамента» была разработана следующим римским врачом:

А. Асклепиад

Б. Гален

В. Симмах

Г. Соран из Эфеса

 

  1. Группа «специфические лекарственные средства», по мнению автора данной классификации, действовала на болезнь:

А. элементарными качествами холода, тепла, влажности и сухости

Б. в зависимости от различного сочетания главных и побочных средств ( горькие, сладкие, кислые и т.д.)

В. всем составом

 

  1. Теория о балластных веществах была разработана следующим римским врачом:

А. Асклепиад

Б. Гален

В. Симмах

Г. Соран из Эфеса

 

  1. В фармацевтической технологии Древнего Рима появились новые приёмы и новое оборудование, так, например, для растапливания на слабом огне использовалась:

А. водяная баня

Б. песчаная баня

В. масляная баня

Г. спиртовка

 

  1. Особое помещение для хранения лекарственных средств в кабинете римского врача получило название:

А. фармация

Б. фармакопея

В. аптека

Г. гербарий

 

  1. Основным направлением лекарственной терапии Древнего Рима являлась:

А. акватерапия

Б. диетотерапия

В.  фитотерапия

Г. иппотерапия

 

  1. Принцип лечения «Разумно, быстро, приятно, безопасно» ввел следующий римский врач:

А. Архигенес

Б. Асклепиад

В. Гален

Г. Соран старший

 

Установить соответствие между названием фармацевтической специальности  в аптеках древнего Рима и сферой деятельности данного специалиста:

Название специальности

Сфера деятельности специалиста

8.  PHARMACEUTAE

А. собиратели трав

9. PHARMACOPOEUS

Б. люди, которые лечили больных и занимались приготовлением лекарств

 

В. продавцы сырых лекарственных материалов

 

Г. приготовление ЛС

 

 

Тема 8. История медицины и фармации Византии и Арабских халифатов

Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты  по разделам:

  • Развитие медицинских знаний в Византии
  • Классификации лекарственных и косметических средств Византии
  • Классификация «Химических веществ» Ар-Рази
  • Характеристика уровня развития фармацевтической технологии арабских халифатов


Задание 2
. Изучить извлечение из учебника И.И. Левинштейна «История фармации и организация фармацевтического дела» и  обобщить изученный материал в таблице.

Вклад арабских ученых в развитие фармации.

№ п.\п.

Имя ученого

Вклад в развитие фармации

 

 

 

 

 

 

Ответить письменно на следующие вопросы:

  1. Годы жизни ибн Сины.
  2. Основные этапы его биографии
  3. Название и структура основного труда ибн Сины.

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Указать номер правильного ответа:

  1. Монастырская медицина Византии имела явное сходство с

А. монастырской медициной Средневековой Европы

Б. храмовой медициной Греции

В. гражданской медициной Средневековой Европы

 

  1. В области хирургии арабскими врачами развивалось следующее направление:

А. разработка хирургических инструментов для операций на брюшной полости

Б. разработка хирургических инструментов для лечения открытых переломов

В. разработка хирургических инструментов для проведения операций ринопластики

Г. разработка хирургических инструментов для извлечения инородных тел из глотки

 

  1. Всем веществам, из которых приготавливались лекарства, великий Ар-Рази дал наименование:

А. субстанции

Б. галеновые препараты

В. химические вещества

Г. тела

 

  1. Около половины ассортимента аптек арабских халифатов было представлено следующими средствами:

А. микстурами

Б. пахучими веществами

В. магическими амулетами

Г. средствами из растения Симсим

 

  1. Дополнить именем арабского врача и фармацевта:

С лечебной целью в перечень лекарственных средств животного происхождения ввел продукты питания (сыр, молоко, яйца) ввел арабский врач____________  

 

Указать номер правильного ответа:

  1. В соответствии с числом ингредиентов в лекарственных средствах арабских халифатов, фармация этого региона может быть обозначена следующим термином:

А. монофармация

Б. медиафармация

В. Полифармация

 

Найти ошибку:

  1. Основой лекарственных препаратов, изготавливаемых в аптеках арабских халифатов, являлись

А. молоко

Б. масло

В. вода

Г. вино

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Ртутная мазь, как средство от педикулеза, была изобретена следующим арабским врачом

А. Мувафак

Б. Ар-Рази

В. Аль Хасен

Г. Аль Бируни

 

  1. Областью научных интересов арабского ученого Авензоара являлось изучение:

А. эфиромасличных растений

Б. ядовитых растений

В. хвойных растений Ливана

Г. подводных растений Индии

 

  1. В лечебную практику арабских стран ревень был введен следующим врачом:

А. Ибн Сина

Б. Мувафак

В. Аль Масуди

Г. Аль Джабр

 

Тема 9. История медицины и фармации Средневековой Европы

Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:

  • Монастырская медицина и фармация.
  • Порядок получения фармацевтического образования, фармацевтические специальности.
  • Классификации лекарственных средств.
  • Регулирование деятельности аптек

 

Задание 2.  Изучить материал, посвященный  жизни и деятельности Парацельса, ответить на следующие вопросы:

1.       Годы жизни Парацельса,

2.       Подлинное имя Парацельса, научное звание Парацельса.

  1. Основные этапы его биографии, вклад Парацельса в совершенствование системы преподавания в Вузе.
  2. Название его основного труда.
  3. Представления Парацельса о болезни, причины заболеваний по Парацельсу.
  4. Основная задача химии с точки зрения Парацельса. Важнейшие положения, сформулированные Парацельсом в области фармации.
  5. Лекарственные вещества, введенные в медицину Парацельсом.

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Указать номер правильного ответа:

  1. Имя ученого Древней Греции, на основе учения которого алхимики сформулировали цель своих исследований "Найти таинственное бродило и превращать вещества в золото и серебро":

А. Демокрит

Б. Платон

В. Аристотель

Г. Гераклит Темный

 

Дополнить:

  1. Дистилляция чаще всего применялась алхимиками для получения следующего вещества __________________
  1. С 15 века в Европе законодательно закрепляется следующий путь получения фармацевтического образования: __________________

 

Установить соответствие:

Название этапа

Продолжительность этапа

4. Работа в качестве ученика аптекаря

А. 1 год

5.  Работа в качестве помощника аптекаря

Б. 4 года

 

В. 6 лет

 

Г. 10 лет

 

Дополнить:

  1. Средневековый цирюльник, первый предложивший не заливать раны кипящим маслом, а использовать бальзамы из лекарственных растений, отдаленно напоминающие бальзамическую повязку Вишневского, _________________

 

Указать номер правильного ответа:

  1. В основе учения Парацельса о медицинской этике лежало следующее положение:

А. врач (аптекарь)  должен  завоевать социальное доверие пациента,

Б. врач (аптекарь) должен создать  эмоциональный и духовный контакт  с пациентом

 

  1. Учение о сигнатурах было разработано следующим ученым Средневековья

А. Парацельс

Б. Роджер Бэкон

В. Бенедикт Нурсийский

Г. Андрей Везалий

 

  1. На основании разработанного учения о сигнатурах этим ученым предлагалось назначать лекарственные средства растительного происхождения на основании следующих позиций:

А. внешнее сходство растения и больного органа

Б. сходство названия растения и названия болезни

В. сходство названия растения и лабораторного оборудования алхимиков

 

  1. До разработки системы мер и весов ректором Салернской школы вес лекарства измеряли следующими мерами:
  2. _________ 2. ______________.

 

Тема 10. История  фармации  периода «Новое время»

Задание 1. Проработать теоретический материал и составить денотатные карты  по разделам:

  • Задачи и заслуги аналитической химии
  • Этапы разработки и применения наркозных средств
  • Развитие фармацевтической промышленности
  • Совершенствование аптечного оборудования

           

Задание 2.Изучить извлечение из статьи В. Рэске «Музей фармации в Кракове» и брошюры Л.Т. Ходасевича и З.М. Панькив «Аптека-музей во Львове», систематизировать изученный материал виде таблицы.

Внешний вид и оснащение аптеки периода «Новое время»

№ п\п

Часть аптеки

Оснащение

1.

Фасад аптеки

 

2.

Торговый зал

 

3.

Виды и названия лекарственных средств, классификация лечебных вин

 

4.

Аптечная посуда и инвентарь для изготовления лекарств

 

5.

Весоизмерительные приборы и инвентарь

 

6.

Фармацевтическая литература

 

7.

Погреб

 

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Указать номер правильного ответа:

  1. В период Новое время перед аналитической химией были поставлены следующие задачи:

А. Выделить действующие вещества лекарственных растений в чистом виде»

Б.  раскрыть состав «секретных» лекарственных средств,

В.    классифицировать органические вещества по их химическим реакциям

Г.   доказать возможность получения препаратов, воздействующих на возбудителя болезни, не повреждая при этом клетки организма

 

  1. Основателями метода асептики в России явились

А. Манасеин и Полотебнов

Б. Субботин и Дьяков

В. Пирогов и Бехтерев

Г. Ильф и Петров

 

  1. Основателем химиотерапии явился следующий немецкий ученый

А. Гофман

Б. Петенкофер

В. Эрлих

Г. Голяц

 

  1. Дополнить текстом эпитафии:

Вклад в медицину основателя химиотерапии был высоко оценен современниками, поэтому на его могиле была высечена  благодарственная надпись следующего содержания ______________________________________

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Первый химиотерапевтический препарат был синтезирован ученым -основателем химиотерапии следующим по счету в химическом эксперименте

А. 103-тьим

Б. 605

В. 606

Г. 666

 

  1. Первые галеновые препараты, освобожденные от балластных веществ, были выпушены под следующим названием:

А. иатраты

Б. диализаты

В. кристаллоиды

Г. кристаллизаты

 

Установить соответствие:

Лекарственная форма

Вариант разведения сухих стандартных галеновых препаратов

7. Настойка

А. 1:5

8.  Отвар

Б. 1:10

 

В.1:100

 

  1. Установить последовательность этапов организации промышленного выпуска лекарственных средств:

А. выпуск галеновых препаратов

Б.  выпуск субстанций

В. выпуск готовых лекарственных препаратов.

 

Тема 12. История медицины и фармации  Московского государства

Задание 1.  Проработать теоретический материал и составить денотатные карты  по разделам:

  • Развитие медицинских знаний в Московском государстве
  • Функции Аптекарского приказа
  • Подготовка и подбор аптекарей и лекарей для аптек и армии
  • Организация сбора лекарственного сырья
  • Развитие системы меры и веса в Московском государстве

 

Задание 2.  Изучить извлечение из статьи И.И. Ливенштейна «Первые аптеки», систематизировать изученный материал в виде таблицы.

Внешний вид и оснащение царской аптеки  Московского государства

Часть аптеки

Оснащение

Оформление торгового зала

 

Оформление комнаты для хранения лекарств:

·        оформление входной двери

·        мебель

·        Аптечная посуда

·        Лекарственные средства

 

         Ответить на следующие вопросы:

  1. Меры веса, использующиеся в аптеке при приготовлении лекарств
  2. Хранение лекарственных средств
  3. Структура царского рецепта
  4. Этапы изготовления лекарств для царя
  5. Учет царских рецептов в Аптекарском приказе
  6. Проверка качества лекарственных средств, приготовленных для царя.

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Найти ошибку:

  1. В начале 17 века в Москве были проведены следующие гигиенические мероприятия:

А. Строительство водопровода

Б. Строительство канализации

В. Проведение вентиляции

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Для организации сбора лекарственного растительного сырья служащие Аптекарского приказа создавали и рассылали по городам страны специальные руководства, которые носили название:

А. приказные книги

Б.  ценовые книги

В.  писцовые книги

Г.  травники

 

 Установить соответствие:          

Название помещений аптеки

Назначение помещений

3.алхимические казенки

А.продажа лекарств

4.пропускные палаты

Б.изготовление лекарств

 

В.заполнение отчетных документов

 

Г.производство спирта

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Врачи и аптекари, поступавшие в царскую аптеку, давали клятву:

А. не переходить  в другие государственные организации

Б.  не подмешивать в лекарства никаких вредных снадобий.

В. повышать постоянно свою квалификацию

 

  1. Единые меры веса для всей страны, в том числе для всех аптек, были введены в царствование:

А. Ивана Калиты

Б.Юрия Долгорукого

В. Алексея Михайловича Тишайшего

Г. Ивана Грозного

 

  1. Основной мерой веса в Московской Руси становится:

А. гран

Б. скрупул

В. либра

Г. пуд

  

  1. Для измельчения и приготовления порошков в аптеках Московской Руси использовалась следующая аптечная посуда:

А. кохвы

Б. иготи

В. сулеи.

 

Тема 13. История медицины и фармации Российского государства в 18 –19 веках

Задание 1.  Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:

  • Реорганизация аптечного дела в 18 веке
  • Правила открытия аптек в 19 веке
  • Развитие фармацевтической промышленности в 19 веке
  • Контроль деятельности аптек в 19 веке

 

Задание 2. Познакомиться с данными о деятельности русских ученых в 18 веке, систематизировать изученные данные и отразить их в таблице.

Вклад русских ученых в развитие фармации

№ п.\п.

Фамилия ученого

Вклад ученого в развитие фармации

1.

 

 

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Найти ошибку:

  1. В 18 веке аптекарские ученики на экзамене должны были показать знания следующих дисциплин

А. латинский язык

Б. фармакогнозия

В. фармацевтическая технология

Г. фармацевтическая химия

 

Указать номер правильного ответа:

  1. В перечень льгот, установленных для аптечных работников в 18 веке входили следующие льготы

А. снижение налогов

Б. освобождение от воинской повинности

В. беспрепятственная запись в купеческие гильдии

 

  1. В соответствии с законом об аптечной монополии промышленное предприятие по производству фармацевтических препаратов можно было открыть только при следующей организации:

А. аптеке

Б. аптечном складе

В. химическом заводе

Г. медицинском департаменте

 

  1. В 19 веке впервые было введено следующее фармацевтическое звание

А. аптекарский ученик

Б. гезель

В. провизор

Г. магистр

 

  1. Лекарственные средства отпускались из земских аптек по следующим ценам

А. розничным

Б. договорным

В. заготовительным

Г. средневзвешенным

 

  1. Область знаний, по разделам которой в 19 веке экзаменовали только провизоров:

А. фармацевтическая технология

Б. фармакогнозия

В. аналитическая химия

Г. коммерция

 

  1. Создателем фармацевтического анализа в России считается следующий ученый:

А. Севергин

Б. Ловиц

В. Ломоносов

Г. Максимович-Амбодик

 

  1. Аптечные склады возникают в России в следующий период:

А. 18 век

Б. начало 19 века

В. середина 19 века

Г. конец 19 века

 

  1. Дополнить:

Оптовые продавцы фармацевтических товаров в России назывались термином ______________

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Первой женщиной, защитившей диссертацию, получившей звание и диплом магистра фармации была:

А. Станислава Францевна Довядко

 Б. Ольга Евгеньевна Габрилович

В. Ольга Николаевна Нестерова

Г. Антонина Болеславовна Лесневская

              

Тема 14. История медицины и фармации Пермской губернии 1735-1863 гг.

Задание 1.  Проработать теоретический материал и составить денотатные карты  по разделам:

  • Источники информации о развитии медицины и фармации Пермской губернии в 1735-1863 гг.
  • Народная фармация в Пермской губернии
  • Заводская фармация в Пермской губернии
  • Церковная медицина в Пермской губернии.

 

Задание 2. Познакомиться со статьей П. П. Андреева «Хозяйственные вычисления», законспектировать в тетрадь русскую систему мер, ответить на следующие вопросы:

  1. Приведите название первой книги, в которой было представлена русская система мер
  2. Назовите первые единицы русской системы мер, используемые в аптеках в 17 и начале 18 столетия.
  3. В каком веке окончательно была установлена русская система мер?
  4. Указами какого царя была установлена русская система мер?

 

Решить задачу:

В казенных аптеках при ревизиях постоянно возникали расхождения с данными учета. Так аптеки получали фармацевтические товары в одних мерах измерения, а отпускать должны были в других.

         Казенная главная пермская аптека получила 10 ведер этилового спирта, для отпуска населению и лечебным учреждениям. Переведите это количество в чарки и аптекарские фунты.

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Указать номер правильного ответа:

  1. Основное назначение аптеки, открытой в Перми в 1812 году состояло:

А. в обслуживании горных заводов

Б. в лекарственном обеспечении войск

В. в снабжении медикаментами Александровской больницы с домом умалишенных и богадельней

 

  1. Лекарства для военных в г. Перми отпускались через:

А. казенные аптеки при больницах

Б.   вольные аптеки

В.  военные склады интендантством

 

  1. Губернский контроль аптек государственных аптек осуществляли:

А. инспектора врачебной управы.

Б. инспектора фабричной инспекции

В. инспектора Палаты мер и весов

 

Дополнить:

  1. В народной медицине Пермской губернии при изготовлении лекарств использовался я принцип ______________________________

 

  1. Деятельность заводских больниц и аптек регулировалась следующими нормативными документами:

1._________________, 2. __________________, 3. ____________________

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Контроль госпиталей и аптек заводской медицины осуществляли:

 А. инспектора врачебной управы.

 Б. инспектора фабричной инспекции

 В. инспектора Палаты мер и весов

 

  1. В заводской медицине подготовка абитуриентов к поступлению на медицинский факультет Казанского университета и Санкт – Петербургскую военно-медицинскую академию проводилась на базе:

 А. пермской губернской аптеки

 Б. вольных аптек

 В. интендантских складов военного ведомства

 Г. пермской духовной семинарии

 

  1. Найти ошибку:

В фармацевтический курс  для обучающихся в Пермской духовной семинарии будущих священников были включены следующие разделы:

 А. описания официнальных и народных лекарственных средств, отвлекающих средств.

 Б.  правила приготовления внутренних и наружных лекарств по рецептам. 

 В. общенародный лечебник

 Г.  изучение лекарственных растений.

 

Тема 15. История медицины и фармации Пермской губернии  1864-1916  гг.

Задание 1.  Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:

  • Порядок снабжения медикаментами земских аптек Пермской губернии
  • Порядок и этапы организации рецептурного и безрецептурного отпуска лекарств из земских аптек
  • Категории лиц, получавших бесплатную лекарственную помощь
  • Деятельность губернской химико-аналитической лаборатории

 

Задание 2. Пользуясь материалами государственного архива Пермской области  о результатах проверки Осинской земской аптеки, на основании нормативных документов – Первого и Второго аптечного устава, Уложения о наказаниях, оценить состояние Осинской земской аптеки, оформить акт обследования аптеки, сформулировать предложения по результатам проверки аптеки.

 

    Акт

целевой проверки фармацевтического порядка и санитарного режима

от  ______(дата)

 

аптеки ( _________________________),

проведенной ( должность и ФИО проверяющего____________) в присутствии заведующего аптекой( ФИО, еще раз название и месторасположение аптеки).

  1. Возглавляет аптеку провизор__________ (ФИО).
  2. Задание аптеки соответствует нормам (да, нет)
  3. Для хранения посуды имеются отдельные шкафы (да, нет)
  4. Наличие отдельного помещения для коктория (да, нет)
  5. Место хранения лекарственного растительного сырья___________.
  6. Сильнодействующее лекарственное растительное сырье хранится отдельно от  обычного  (да, нет)
  7. Соответствие ассистентской комнаты установленным требованиям (да, нет)
  8. Выявленные недостатки в ассистенткой комнате ________________________________________________________________
  9. В рецептурной книге проставлены цены на все лекарства (да, нет)
  10. Рецепты в рецептурную книгу записываются регулярно (да, нет),
  11. Выявленные недостатки ____________________________________________________________.
  12. Книга ядов пронумерована, прошнурована, утверждена в вышестоящей организации: (да, нет)
  13. Состояние весов удовлетворительное (да, нет)
  14. Состояние гирь удовлетворительное (да, нет), выявленные недостатки________________________________________________________________

Предложения:

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Найти ошибку:

  1. Источниками финансирования бесплатной лекарственной помощи в Пермской губернии явились:

А. земский бюджет,

Б.  прибыль аптеки

В. государственный бюджет

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Этапом сокращения затрат земского бюджета на бесплатную лекарственную помощь явилось анализ и изучение потребности в лекарственных средствах на курс лечения больного. Врачам было предложено выписывать лекарственные препараты для больных:

А. в количестве трехдневной потребности

Б. в количестве четырехдневной потребности

В. в количестве пятидневной потребности

 

Найти ошибку:

  1. В Пермской губернии право бесплатного получения лекарств было дано следующим категориям больных:

А. заразные (инфекционные) больные,

Б.  дети неимущих родителей,

В. типографские рабочие,

Г. железнодорожные рабочие

 

Указать номер правильного ответа:

  1. За счет прибыли аптеки бесплатно получали лекарства

А. работники губернской аптеки.

Б. типографские рабочие

В. ученицы духовных училищ

Г. учащиеся семинарии


Найти ошибку:

  1. В 1871 году была введена частичная оплата рецептов. При этом существовало два подхода к частичному погашению стоимости ингредиентов рецепта и работы по изготовлению препаратов.

А.  установление накопительной скидки за счет второго и последующих раз обращений в аптеку

Б.  установление фиксированной цены рецепта.

В. установление фиксированного процента скидки с аптечной таксы.

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Пермское земство поддерживало решение о повышении квалификации работников аптек; в качестве помощи на время сдачи экзаменов работникам выдавалось пособие

А. в размере двухмесячного жалованья.

Б. в размере трехмесячного жалованья

Г. в размере одномесячного жалованья

 

  1. 10 съезд врачей Пермской области постановил норму - введение 1 должности ассистента:

А.на каждые 20 рецептов в день

Б.на каждые 500 рецептов в день

В. на каждые 50 рецептов в день

Г.на каждые 400 рецептов в день

 

  1. 10 съезд врачей Пермской области постановил ввести следующую норму для работников аптек:

 А. установление 1 выходного дня в неделю

 Б. установление 2 выходных дней в неделю

 В. установление 0,5 выходного дня в неделю

 

  1. Для получения лекарственных средств бесплатно в аптеке, бедным необходимо было представить документ, называвшийся

 А. полицейское свидетельство о бедности.

 Б. заводское свидетельство  о бедности

 В. губернское свидетельство о бедности

 

Найти ошибку:

  1. Для населения КАЛ Пермского земства проводилось исследование следующих веществ:

А. моча

Б. соляной отброс

В. женское молоко

Г. образцы лекарственных средств, переданные населению коммивояжерами

 

Тема 16. История создания центра фармацевтического образования на Урале

Задание 1.  Проработать теоретический материал и составить денотатные карты по разделам:

  • Факторы, свидетельствующие о необходимости создания центра фармацевтического образования на Урале
  • Этапы создания центра фармацевтического образования на Урале
  • Учебный план химико-фармацевтического отделения
  • Научная деятельность химико-фармацевтического отделения

 

Задание 2. Познакомиться с биографией основателя центра фармацевтического образования на Урале Н.И. Кромера, ответить на следующие вопросы:

  1. Годы жизни Н.И. Кромера
  2. Название студенческой конкурсной работы Н.И. Кромера, получившей большую золотую медаль А.В. Суворова
  3. Год получения Н.И. Кромером степени магистра фармации
  4. Область научных интересов Н.И. Кромера
  5. Год переезда Н.И. Кромера в Пермь
  6. Должности Н.И. Кромера в ПГУ, в медицинском институте и фармацевтическом институте

 

Задание 3. Выполнить тестовые задания.           

Указать номер правильного ответа:

  1. Первый в России фармацевтический факультет был создан в следующий период

А. в 17 веке

Б. в 18 веке

В. в первой половине 19 века

Г. во второй половине 19 века

 

  1. Первый в России фармацевтический факультет был создан в следующем университете

А.Казанском

Б. Дерптскрм

В. Харьковском

Г. Петербургском

 

  1. В соответствии с решением царского правительства от 1915 года фармацевтические отделения должны открываться при следующих факультетах:

А. Медицинских

Б. Биологических

В. Богословских

Г. Физико-математических


Найти ошибку:

  1. К факторам, повлиявшим на решение о переводе в Пермь Дерптского университета, относят:

А. необходимость перевода учебного плана Дерптского университета на русский язык

Б. опасность занятия немецкими войсками Дерпта

В. опасность разграбления Дерптского университета

Г. Обеспечение эвакуации сокровищ Дерптского университета

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Свое участие в финансировании университета предложил:

А. Мешков Н.И.

Б. Попов А.С.

В. Денисов- Уральский А.К.

Г. Мамин-Сибиряк Д.Н.

 

  1. Дополнить датой:

Временное правительство принимает решение о круге лиц, которые могли зачисляться в студенты Пермского университета в следующем году ___________________

 

  1. Найти ошибку:

В число студентов Пермского университета могли быть зачислены следующие абитуриенты

А. Окончившиеся учебные заведения Пермской губернии

Б. Окончившиеся учебные заведения Архангельской губернии

В. Окончившиеся учебные заведения Центральной губернии

Г. Окончившиеся учебные заведения Вятской губернии

Д. Окончившиеся учебные заведения Вологодской губернии

 

  1. Дополнить числом:

В Пермском государственном университете первоначально открывают следующее число факультетов_______

 

Указать номер правильного ответа:

  1. Фармацевтическое отделение было открыто при следующем факультете ПГУ:

А. историко  – филологическом

Б. физико-математическом

В. медицинском

  1. 10. Первоначально кафедра фармации в Пермском государственном университете была открыта при следующем факультете:

А. историко-филологическом

Б. физико-математическом

В. медицинском.