Уважаемый студент!

Стоимость данной работы составляет 450 руб. Если Вас устраивает цена, Вы можете связаться с нами любым удобным для Вас способом:

Если же Вы не нашли нужную для Вас работу, мы готовы выполнить ее на заказ быстро и качественно! Вам нужно будет всего лишь заполнить форму заказа.

Всегда рады помочь!

1. Определить морфемный состав слов:

Акция, бездорожье, вешалка, выбор, выдержка, головотяпство, грузило, горение, лекция, обезумевший, проулок, сердцебиение, тринадцать, тройка.

2. Определить, какие слова имеют непроизводную основу, какие – производную:

Белка, борец, вопль, вьюга, земский, злой, корзина, кривой, крыло, малина, мнимый, новь, одуванчик, смородина,

солнце, утка, шапка.

3. Определить производящую основу следующих слов:

Былинка, освобождение, побледнеть, сговориться, старьевщик.

4. Выделить словообразовательные ступени слов:

Богохульство, водянистость, земляника.

5. Определить способ словообразования следующих

лексических единиц:

Безрукий, безнравственность, властолюбие, железобетонный,зам, зачетка, землепроходец, лесостепной, насмешник, переносица, пешеход, познакомиться, пятьсот, столовая.

6. Определить исторические изменения в морфемном со;

ставе слов с помощью «Краткого этимологического слова;

ря русского языка» Н.М.Шанского и др.

Внимать, зонтик, облако, почтальон, Томск.

 

Практическая работа м – 1.

Морфемный состав слова в современном русском языке

1. Подчеркнутые словоформы разобрать по составу с помощью условных обозначений и провести полный морфемный анализ этих словоформ.

Ее /Татьяну/ тревожит сновиденье. Пушкин.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ :

/Наполеон/ втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом. Л.Толстой.

. втягивается

1. втягиваться «- втягивать. Основа анализируемого слова членимая, производная.

2. корень -тяг- /тяга, тягучий, натяжка, тянуть/ свободный.

3. приставка в- /тянуть - влететь, вползти, всосать/ - словообразовательная, регулярная, со значением "проникнуть во что-либо";

суффикс -ива- /втянуть - вдавливать, прокалывать, выдумывать/ - словообразовательный, регулярный, со значением несовершенного вида глагола;

4. постфикс -ся" /втягивать - вдавливаться, всасываться", вкатиться/ - словообразовательный, регулярный

5. окончание -ет /втягиваемся - читается, употребляется, решает/ указывает на форму глагола /3 лицо, ед.ч./.

Исторических изменений в структуре слова нет.

овладение

1.овладение «- овладеть. Основа анализируемого слова членимая, производная.

2. корень владе- /владение, владелец, завладеть/- связанный.

3. приставка о- /владение - оглохнуть, озябнуть, окрепнуть/ словообразовательная, регулярная, со значением результата действия;

суффикс -ниj- /овладеть - мигание, терпение, умение/ словообразовательный, регулярный, со значением отвлеченного процессуального признака.

4. Окончание -е (овладению - чтение, решение, терпение) указывает на форму существительного /Вин.пад.,един.ч./.

5. Историческая структура слова отличается от современной.

Исторически родственные слова - власть, владыка. В структуре слова произошло опрощение.

 

2. Выделить слова с синонимичными и омонимичными суффиксами, с вариантами суффиксов.

Резня, сотня, трепотня, тридцатка.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ :

Летчик, мойщик, чтец, рассказец.

Существительные "чтец" и "рассказец" включают в свой состав омонимичные суффиксы -ец. В первом слове это суффикс отглагольного существительного со значением характеристики лица по его деятельности, во втором - суффикс существительного, образованного от другого существительного с уменьшительным значением.

Существительные "летчик" и "мойщик" включают в свой состав один суффикс, выступающий в вариантах -чик/-щик.

Существительные "летчик" и "чтец" включают синонимичные суффиксы -чик и -ец со значением, характеристики лица по роду его занятий.

 

Членимость и производность основ

Задания:

1. Установить степень членимости основ /по классификации М.В.Панова/ в следующих словах. Заполнить таблицу.

Тележка, агитатор, отечество, низвергнуть, почтальон, клубника, конь, вершок.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ :

Летчик, замыкать, декабрь, козел, стол.

1 степень членимости свободная членимая 2 степень уникальный аффикс 3 степень членимости уникальный корень Слова с нечл основами

летчик козел декабрь стол

Летчик - основа этого слова обладает свободной членимостью т.к. корень лёт- может употребляться с другими аффиксами /летать/ и без них /лечу/; суффикс -чик также может употребляться в сочетании с другими корнями /рассказчик/ -

1 степень членимости.

Козел - основа этого слова обладает 2 степенью членимости, т.к. она распадается на корень коз-, который употребляется в сопровождении других аффиксов /коза, козочка/, и суффикс –ёл-, кот. является уникальным, т.е. не употребляется в сочетании с другими корнями.

Декабрь - основа этого слова обладает Ш степенью членимости, т.к. она распадается на корень, который не употребляется в сочетании с другими аффиксами, т.е. является уникальным, и элемент -абрь встречающийся в соотносительных по значению словах /сентябрь, октябрь/.

.СтолО- основа этого слова является нечленимой, т.е содержит один морф - корень стол.

 

- Выделить среди слов, данных в задании I, слова со связанными корнями. По каким признакам они отличаются от свободных корней

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:

В словах "летчик", "козел", "стол" корни являются свободными, т.к. обладают способностью употребляться вне связи с деривационными морфемами /ср: стол, коза, летим/.


В словах "замыкать", "декабрь" корни являются связанными, т.к. лишены способности употребляться вне связи с деривационными морфемами /ср.: отмыкать/. Корень в слове "декабрь" является уникальным, т.е. встречается в сочетании только с данным аффиксом.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:

- Указать, какие из приведенных в задании I слов имеют производные основы. Как соотносятся понятия членимости и производности?

Из всего круга членимых основ мотивированными /производными/ будут основы, которые обладают свободной членимостью со свободными корнями, т.е. слово "летчик".

 

Практическая работа м – 2.

1. Определите морфемную структуру слова в синхронии и диахронии. Назовите тип исторического изменения (опрощение, переразложение, декорреляция). В трудных случаях обращайтесь к "Краткому этимологическому словарю" под ред. Н.М.Шанского, В.В.Иванова, Т.В.Шанской /М.."Просвещение", 1968./

ОБРАЗЕЦ:

синхронно - непрозводное. Исторически - порошок от порош (порох)+ ок (опрощение)

СЛОВА ДЛЯ АНАЛИЗА

Облако, ободок, крыльцо, подошва, покровитель, запятая, упругий, граница, работа, союз, перчатка, кольцо, жилище, ошеломить, закадычный.

 

2. Провести полный морфемный анализ подчеркнутых словоформ.

1.А наверху, в комнате Марфы Тимофеевны, при свете лампадки, висевшей перед тусклыми старинными образами, Лаврецкий сидел в креслах, облокотившись на колени и положив лицо на руки. Тургенев. 2. Интересно было ПРОСЛЕДИТЬ все этапы этой нелегкой, на первый взгляд даже малоперспективной работы. Л.Круглов. 3. И в Полтавскую губернию ездил он только затем, чтобы не видеть своего кабинета, прислуги, знакомых. Чехов.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:

I. Ничто подобное не будет предметом нижеследующих заметок. Г.Успенский. 2. Караульный медлил. Пушкин. 3. Я щедрорасплатился с гребцами. Пушкин. 4. Разноцветные девицы говорят на тему о мужчинах. Чехов. 5. После его огтезда бал еще больше ОЖИВИЛСЯ . Л.Толстой. 6. Те же бесчисленные П ОВОЗКИ беженцев, но отчего на лицах... печатьнепотухающей уверенности? Серафимович.

Печать

Морфемный анализ: это слово состоит из корня печать и нулевой флексии, указывающей на форму единственного числа, именительного падежа /ночь о, дочь о/. Ранее в основе выде-лялся суффикс -ть, который слился с корнем /опрощение/. Исторически родственное слово - печь.

Заметок

Морфемный анализ:

1. замет - ок О

2. Основа членимая, производная.

3. корень замет- в современном русском языке - свободный /заметить, замечу, замечать/.1 степень членимости

4. Суффикс -к- словообразовательный, суффикс отглагольного существительного /загородка, заколка, заварка/.

5. Окончание нулевое О, указывает на форму множественного числа родительного падежа /загородок, эаколок/.

6. Ранее выделялся корень –мет-(метить, отмечать) и префикс за-; приставка слилась с корнем / опрощение /. Исторически родственные слова - метить, метка.

отъезда

Морфемный анализ:

1. оть - езд - [а}

2. Основа членимая, производная; не равна корню.

3. Корень езд- /езда, выезжать, ехать/ - свободный, 1 степень членимости

4. Префикс отъ- /езда; отходить, отлететь/ словообразовательный со значением "удалиться на некоторое расстояние".

5. Окончание (а\ указывает на форму единственного числа родительного падежа /отъезд; приезда, крика, стона).

6. Исторических изменений в структуре слова нет.

Расплатился

Морфемный анализ:

1. рас - плат - и - л -О- ся

2. Основа членимая, производная, не равна корню.

3. Корень плат- /плата, платить, плачу/- свободный, 1 степень членимости.

4. Конфикс рас-…-ся (префикс раз- и постфикс –ся) словообразовательный /разрыдаться, раскричаться/;

5. Суффикс -и- словообразовательный, служит одним из показателей 5 глагольного класса /верить/.

6. Суффикс -л- формообразующий, указывает на прошедшее время.

7. Нулевое окончание указывает на форму единственного числа мужского рода /решил о, запел о/.

6. Исторических изменений в структуре слова нет.

Бесчисленные

Морфемный анализ:

1. бес - числ - енн - (ые)

2. Основа членимая, производная, не равна корню.

3. Корень –числ-_/число, числовой, вычислять / - свободный. 1 степень членимости

4. Конфикс бес-…-енн- (приставка без- и суффикс –енн-) - словообразовательный /число; бессмысленный/.

5. Окончание -ые указывает на форму множественного числа именительного падежа /большие, верные/.

1. Исторических изменений в структуре слова нет.

разноцветные

Морфемный анализ:

1. разн - (о) - 'цвет - н - \ые\

2. Основа членимая, производная не равна корню.

3. Корни разн- и цвет /разный, цвет, цветной / - свободные, 1 степень членимости.

4. Суффикс –н- словообразовательный, суффикс прилагательного /ширококостный, хладнокровный/; -о- интерфикс (соединительная гласная),

5. Окончание –ые указывает на форму множественного числа именительного падежа /большие, разные./.

6. Ранее основа слова «разный» членилась на корень раз- и суффикс –н-, который слился с корнем /произошёл процесс - опрощение/.

 

Практическая работа м – 3.

I. Определить способы образования слов морфологического типа. Пользуясь схемой словообразовательного анализа, показать графически словообразовательную структуру анализируемого слова /производящая основа, формант/.

1.разогнуть, говорун, тишь, громкоговоритель, проговориться, местком, заречье, запутаться, первоисточник.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

Переспросить, пушистый, переход, решиться, Заволжье, сторониться, полноводный, словосочетание, МХАТ.

Переспросить «- спросить . Производящая основа /слово/ - спросить, словообразовательный формант - префикс пере-. Способ словообразования - префиксальный.

Пушистый «- пух . Производящая основа /слово/ -пух /х// ш/, формант - суффикс -ист. Способ словообразования - суффиксация.

Переход «- переходить . Производящая основа переходи- /с усечением конечной гласной/, формант нулевой. Способ словообразования - нулевая суффиксация.

Решиться - решить. Производящая основа /слово/ - решить, формант - постфикс -ся. Способ словообразования - постфиксация.

Заволжье - Волга . Производящая основа - Волг- /г//ж/,

формант - префикс за- и суффикс -j- /конфикс/. Способ словообразования - префиксально-суффиксальный.

Сторониться «- сторона . Производящая основа -сторон-

формант - суффикс -и- и постфикс -ся. Способ словообразования - суффиксально-постфиксальный.

Полноводный - полный, вода . Производящие основы -полн- и вод-, формант - суффикс -н-, интерфикс-о-. Способ словообразования - сложно-суффиксальный.

Словосочетание - слово, сочетание . Производящие основы слов- и сочетание. Формант - соединительная гласная -о-. Способ словообразовании - сложение.

МХАТ - Московский Художественный академический театр. Способ словообразования - аббревиация, производное слово состоит из начальных букв каждого слова.

 

II. Определить значения пяти любых слов, данных в задании I, через производящие слова.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:

Переспросить - спросить вновь.

Пушистый - покрытый пухом.

Переход - место, по которому пешехода переходит проезжую

часть улицы.

Решиться - решить совершить какой-либо поступок. Заволжье - местность, пространство за Волгой. Сторониться - стараться держаться в стороне от кого-, чего-либо.

Полноводный - полный воды.

Словосочетание - сочетание знаменательных слов с подчинительным видом связи. МХАТ - Московский Художественный академический театр.

 

3. Среди слов, представленных в задании I, выделить явления морфемного шва.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:

На стыке морфем наблюдается историческое чередование конечного согласного производящей основы в положении перед словообразовательным формантом: х//ш /пух - пушистый/, г//ж /Волга - Заволжье/; чередование фонем по твердости -. мягкости /сторона - сторониться/.

 

4. Из следующих предложений выписать слова, образованные по неморфологическому типу словообразования. Объяснить способ их образования.

Звезды не все одинаковые; одни из них движутся быстрее -их называют "быстролетящими", другие движутся медленнее. Закруткин. Богатое казачество неминуемо должно было подняться против иногородних - то есть всего пришлого населения. А.Толстой.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Я влюблен в вечнозеленые дубы, зончатые пинии и отдаленные бледно-голубые горы. Тургенев. 2. В гостиной никого не было. Л.Толстой.

Вечнозеленый - прилагательное образовано лексико-синтаксическим способом, в результате сращения словосочетания: наречия и прилагательного. От соответствующего словосочетания производное слово отличается единым ударением и закрепленным порядком частей.

Гостиная - данное слово образовано морфолого-синтаксическим способом в результате перехода из прилагательного в существительное. При этом производное слово утрачивает способность изменяться по родам и может выступать самостоятельно в функции обстоятельства /ср.: гостиная комната, гостиный двор/.

 

Практическая работа м – 4.

Словообразовательные типы и модели. Словообразовательное гнездо и словообразовательные цепи

1. Доказать принадлежность следующих слов к одному словообразовательному типу. По каким моделям образованы эти слова?

Совенок, волчонок, галчонок, слоненок, олененок, лягушонок, медвежонок.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ :

Пермский, саратовский, ташкентский, орловский, днепровский, керченский.

Эти слова принадлежат к одному словообразовательному типу, т.к. для них характерна общность трех элементов:

I/ часть речи производящей основы: они образованы от имен существительных /Пермь, Саратов, Ташкент, Орел, Днепр, Керчь/;

2/ семантическое соотношение между производными и производящими: все слова обладают словообразовательным значением "относящийся к тому, что названо производящей основой /словом/";

3/ общность способа словообразования и тождественность словообразовательного форманта: прилагательные образованы от существительных суффиксальным способом, при помощи суффикса -ск- /пермский, саратовский, ташкентский, орловский, днепровский, керченский/.

Вместе с тем эти слова образованы по разным моделям. Слова «саратовский», "ташкентский" производятся по одной словообразовательной модели: основа существительного + -ск/ий/ - Саратов - саратовский, Ташкент - ташкентский. Слово "пермский" образовано по другой модели, т.к. на границе морфов наблюдается чередование мягкого и твердого согласного - Пермь - пермский.

Слова "орловский", "днепровский" образованы по модели, характеризующейся наличием интерфикса -ов-: Орел - орл-ов-ский, Днепр - днепр-ов-ский.

Слово "керченский" образовано по модели, для которой характерно наличие интерфикса -ен-: _ Керчь - керч-ен-ский.

 

2. Распределить следующие слова по словообразовательным типам. Обосновать ответ.

Испытатель, преподаватель, смотритель, танцовщик, подогреватель, рыхлитель, глушитель

Крикнуть, свистнуть, глохнуть, слепнуть, кашлянуть, крепнуть, неметь.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

Существительные" испытатель',' "преподаватель", "смотритель" относятся к одному словообразовательному типу, т.к. они образованы от глаголов /испытать, преподавать, смотреть/; обладают общим словообразовательным значением "название лица по профессии"; образованы суффиксальным способом, при помощи суффикса -тель; испытать - испытатель, преподавать - преподаватель, смотреть - смотритель. Слово "смотритель" образовано по особой модели, для которой характерно усечение конечного гласного производящей основы -е- и наличие интерфикса -и-.

Подогреватель, рыхлитель, глушитель - эти слова принадлежат к одному словообразовательному типу, т.к. образованы от глаголов /подогревать, рыхлить, глушить/; обладают общим словообразовательным значением "название орудия, механизма, производящих действие, указанное производящей основой" и образованы суффиксальным способом, при помощи суффикса -тель. Таким образом, от слов первого типа их отличает характер словообразовательного значения.

Слово "танцовщик" не принадлежит ни первому, ни второму типу, т.к., хотя оно и образовано от глагола /танцевать/, обладает тем же словообразовательным значением, что и слова первого типа /смотритель, преподаватель, испытатель/, словообразовательный формант у него другой - суффикс -щик.

 

3. Восстановить словообразовательную цепь для данных производных слов, Определить способы словообразования в производных словах.

Подневольный, отбор.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ :

Беззвучно, разговорчик.

Беззвучно <• беззвучный <• звук.

Звук - непроизводная основа. Беззвучный - префиксально-суффиксальный способ словообразования /без-...-н/ый/. Беззвучно - суффиксальный способ словообразования /-о/.

Разговорчик <• разговор<• разговаривать • говорить.

Говорить - непроизводная основа. Разговаривать - префиксально-суффиксальный способ словообразования /раз-... -ива/ть/. Разговор- нулевая аффиксация. Разговорчик -суффиксальный способ словообразования /-чик/.

 

4. Построить словообразовательное гнездо /4-6 слов/

с вершиной - данным словом. Определить способы образования производных слов.

Бок.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

см. в «Школьном словообразовательном словаре» А.Н.Тихонова

 

Пример выполнения:

1. Определить морфемный состав слов:

Акция, бездорожье, вешалка, выбор, выдержка, головотяпство, грузило, горение, лекция,

обезумевший, проулок, сердцебиение, тринадцать, тройка.

Акция-акци-я. Корень акци-, окончание-я.

Бездорожье-без-дорожь-е. Приставка без-, корень –дорожь-, окончание –е.

Вешалка-веш-а-л-к-а. Корень веш-, суффиксы –а-,-л-, -к-, окончание –а.

Выбор-вы-бор. Приставка вы-, корень –бор, нулевое окончание

Выдержка-вы-держ-к-а. Приставка вы-, корень –держ-, суффикс –к-, окончание –а.

Головотяпство-голов-о-тяп-ст-в-о. корни голов-, -тяп-, интерфикс –о-, суффикс –ст-, -в-, окончание –о.

Грузило-груз-и-л-о. Корень груз-, суффикс –и-, -л-, окончание –о.

Горение-гор-ени-е. Корень гор-, суффикс –ени-, окончание –е.

Лекция-лекц-и-я.Корень лекц-, суффикс –и-, окончание –я.

Обезумевший-о-без-ум-е-вш-ий. Приставка о-, -без, корень –ум-, суффикс –е-, -вш-, окончание –ий.

Проулок-про-ул-ок. Приставка про-, корень –ул-, суффикс –ок, нулевое окончание.

Сердцебиение- сердц-е-би-ени-е. Корень сердц-, корень би-, интерфикс –е-, суффикс –ени, окончание –е.

Тринадцать-три-надцать. Корень три-, словобразовательный суффикс –надцать.

Тройка-тро-й-к-а. Корень тро-, суффикс –й-, -к-, окончание –а.