Уважаемый студент! 

Вы нашли в данном разделе то, что искали? Нижеприведенные задания еще не завершены, но мы готовы помочь с выполнением любого из них в кратчайшие сроки. Узнать стоимость услуги просто, оформив бесплатную заявку, или связаться с нами любым удобным для Вас способом. Мы ответим Вам в самое ближайшее время. 

Кроме того, в случае необходимости мы всегда готовы научить Вас решать задачи самостоятельно, подготавливать дипломы, курсовые, рефераты и прочее.

 

СЕМЕСТР 1

Контрольная работа

Раздел "Ведение. Фонетика. Фонология. Графика. Орфография"

ВАРИАНТ 2

1) Подчеркните сочетания, не соответствующие СПРГ, в выделенной курсивом строке.

2) Затранскрибируйте тексты. Разделите слова первой строки каждого текста на слоги.

3) Выделенные жирным шрифтом слова запишите в фонемной транскрипции, предварительно обозначив сигнификативные позиции.

4) Произведите ГФФА подчёркнутого слова (анализ производится в следующем порядке: буква, фонема, звук).

5) Выполните орфографический анализ словоформы пропитанного.

 

В безвестном мире, на иной планете,

Под сенью скал, под лаской алых лун,

С тоской любовной вспомню светы эти

И ровный ропот океанских струн (В. Брюсов).

 

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали (К. Бальм.).

 

СЕМЕСТР 2

Экзаменационная работа

Раздел "Ведение. Фонетика. Фонология. Графика. Орфография"

ВАРИАНТ 2

А 1. Какую функцию выполняет язык, выступая как средство привлечения внимания собеседника?

1) метаязыковую

3) апеллятивную

2) эмотивную

4) познавательную

А 2. Какая характеристика относится к речи?

1) иерархичность

3) социальность

2) идеальность

4) индивидуальность

А 3. В каком слове выделен гласный верхнего подъема?

1) брюки

2) лапша

3) стол

4) человек

А 4. В каком ряду слов все безударные гласные подвергаются качественной редукции?

1) корыто, земля, книга

2) ложка, пиджак, белый

3) человек, свитер, шнурок

4) везение, зубной, улыбка

А 5. Определите произношение выделенного гласного в слове определение.

1) [^]

2) [иэ]

3) [ъ]

4) [ь]

А 6. Какая фонема реализуется звуком [иэ] в первом предударном слоге в слове пятнадцать.

1) <а>

2) <о>

3) <э>

4) <и>

А 7. Определите выделенный в слове вредность согласный по способу образования.

1) смычно-взрывной

2) смычно-проходной

3) щелевой

4) аффриката

А 8. Определите выделенный в слове смущение согласный по месту образования.

1) губно-губной

2) губно-зубной

3) переднеязычный

4) заднеязычный

А 9. Какая характеристика звука Ч является правильной?

1) сонорный, мягкий непарный

3) шумный глухой, твёрдый непарный

2) шумный глухой, мягкий непарный

4) шумный звонкий, мягкий непарный

А 10. Какую фонему обозначает буква Т в слове  отдал?

1) <т>

2) <т’>

3) <д>

4) <т/д>

А 11. В каком из слов буква С обозначает гиперфонему?

1) растрепать

3) стереть

2) степной

4) принести

А 12. В каком слове выделенное написание не соответствует слоговому принципу русской графики?

1) моя

2) драма

3) лица

4) берег

А 13. В каком слове неверно выполнен слогораздел (с позиций сонорной теории слога)?

1) у – ча – щий – ся

2) про – беж – ка

3) ё – ло – чный

4) бе – се – дка

А 14. Определите принцип орфографии, которому подчиняется подчеркнутая орфограмма в слове смелость.

1) фонетический

2) фонемный

3) традиционный

4) дифференцирующий

А 15. В каком ряду все подчеркнутые орфограммы подчиняются фонемному принципу

1) речонка, бесшумный, сплотиться

3) винегрет, утешение, расширить

2) просьба, уплотнить, грустный

4) честолюбие, озарение, печь

В 1. Запишите термин, толкование которого приводится ниже:

                      – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц.

В 2. Назовите основные принципы русской графики.

В 3. Назовите две основные функции фонемы.

В 4. Какие типы согласных выделяются в русском языке по способу образования? Приведите примеры.

В 5. Подчеркните звуки, при образовании которых передняя часть языка сближается с передним нёбом: [д], [п], [ж], [з], [ч].

В 6. Охарактеризуйте выделенные звуки в слове уважающий.

В 7. К подчеркнутым словам подберите пары, доказывающие наличие в них исторических чередований:

Все они, как один, были босиком, в широчайших холщовых штанах, в холщовых же рубахах.

В 8. Затранскрибируйте слова и охарактеризуйте чередования по плану: а) фонетическое – историческое; б) гласных (в какой позиции по отношению к ударному слогу находится гласный) – согласных (по какому признаку чередуются согласные): подшучивать – подыскать; резать –  режу; похолодание – холодный; вестник – известие.

В 9. Затранскрибируйте и разделите на слоги слова декабрьский, его, искромётный, предыюльский.

В 10. Запишите в фонетической и фонемной транскрипции слово разыгравшийся.

В 11. Подробно объясните, почему подчёркнутые буквы не соответствуют СПРГ: журчание, почтальон, взвизгнуть.

В 12. В данных словах выделенные буквы обозначают фонемы, находящиеся в слабых позициях. Поставьте фонемы в сильные позиции.

Предсказывать, честолюбие, поездка, бездарный.

В 13. Какому принципу орфографии соответствуют подчёркнутые написания: разделённый, подыскивать, каблучок, прикасаться.

В 14. Запишите в фонетической и фонемной транскрипции слово раскроет. Произведите ГФФА подчёркнутых букв.

С 1. Охарактеризуйте основные теории слога.

С 2. Расскажите о происхождении и основных этапах развития письма. Каким видом письма пользуемся мы?


Контрольная работа

Раздел "Лексика. Морфемика. Словообразование"

ВАРИАНТ 2

  1. Напишите, в каком значении употреблены выделенные слова. Определите, какие из них имеют свободное лексическое значение (докажите), а какие – связанное. Назовите тип несвободного лексического значения (докажите).

а) Пушистый котенок. б) Камень преткновения. в) Над старостью смеяться грех. г) Дарить улыбкой. д) Резкий ветер не позволял стоять на месте.

  1. Составьте словосочетание или предложение с каждым значением данных слов. Определите тип переноса, в результате которого появились вторичные значения. Укажите основание для переноса (семы).

Буря: 1) ненастье с сильным ветром; 2) о сильном, бурном проявлении чего-либо. Булат: 1) старинная твердая с узорчатой поверхностью сталь для клинков; 2) стальной клинок, меч. Гребень: 1) высокая гребенка для поддерживания прически; 3) вырост на голове птиц. Защита: 1) действие по знач. глаг. защитить; 3) защищающая сторона в судебном процессе. Изнанка: 1) внутренняя сторона ткани, одежды; 2) скрытая сторона чего-либо.

  1. Определите тип синонимов. Какими компонентами в значении они различаются, какая стилистическая окраска им свойственна?

Будущий, грядущий; загореться, заняться, вспыхнуть; влюбиться, полюбить, увлечься, втюриться, влопаться.

  1. Определите, какие из слов являются архаизмами (назовите их тип, подберите к ним синонимы), какие – историзмами. Объясните значение историзмов.

Вершок, чресла, епанча, нощь, брань.

  1. Произведите лексический анализ выделенного слова по плану.

Будет камень вместо хлеба мне наградой злой (А. Ахматова).

  1. Выделите в словоформах две основы (лексическую и формообразующую): бегать, бегая, бегавший, бегал, бегун, бегло, беглый.
  2. Разбейте слова на морфемы: бесстыжий, заячий, собранный, строительный, увлечений, насчет, вдогонку, сбалансировать, переобутый, усох.
  3. Постройте деривационную цепочку для слов недогадливость, нежданно, скармливание, провозглашаться.
  4. Составьте свою деривационную цепочку для слов полный, воля.
  5. Определите способ деривации: заплыв, гостиная(сущ.), впередсмотрящий, средневековый, уклончивый, околоземный, разочароваться, застесняться, вглядеться, обширно.
  6. Произведите комплексный анализ структуры подчеркнутого слова. Мы дождались момента, когда этот товар наконец-то удешевился.


3 СЕМЕСТР

Экзаменационная работа

Раздел «Лексика. Морфемика. Словообразование»

ВАРИАНТ 2

А 1. К какой группе относятся синонимы общаться – якшаться?

1) полные

3) неполные стилистические

2) неполные семантические

4) неполные семантико-стилистические

А 2. В каком ряду все слова являются старославянскими по происхождению?

1) серебро, плен,  невежда

3) освещение, вождь, ровный

2) благоденствие, одежда, глава

4) злодеяние, сокращение, берег

А 3. Определите тип лексического значения выделенного слова:

Спокойное отчаяние, безысходная тоска звучали в песне моего товарища.

1) свободное

3) несвободное синтаксически обусловленное

2) несвободное фразеологически связанное

4) несвободное конструктивно ограниченное

А 4. Подчеркнутые в словосочетаниях   глава книги – глава региона слова являются

1) лексическими омонимами

3) омографами

2) омофонами

4) омоформами

А 5. Определите тип выделенного в предложении диалектизма:

До скольких разов на меня, на сонного, наступал своей копытой!

1) лексический

3) словообразовательный

2) морфологический

4) фонетический

А 6. Определите экспрессивно-стилистическую характеристику подчеркнутого слова:

Они… прорывались, ползли, бежали, шли в неравный, заведомо последний бой, всякий раз превозмогая себя.

1) книжное

3) разговорное

2) межстилевое

4) просторечное

А 7. Определите тип фразеологизма заблудиться в трех соснах.

1) сращение

3) сочетание

2) единство

4) выражение

А 8. Определите тип значения выделенного слова:

О том, что началась война, Синцов и Маша узнали в Симферополе на жарком привокзальном пятачке.

1) прямое значение

3) переносное значение, способ переноса метонимия

2) переносное значение, способ переноса метафор

4) переносное значение, способ переноса синекдоха

А 9. В каком ряду все слова имеют окончания?

1) кино, ушло, (говорил) резко

3) сделал, краски, весна

2) ходить, любивший, принес

4) лисий, вечер, забросив

А 10. В каком слове есть нулевой суффикс?

1) погас

3) прочитав

2) прочитал

4) гном

А 11. В каком ряду во всех словах выделяется приставка  до- ?

1) догоняющий, дотация, донорский

3) довоенный, должностной, добропорядочный

2) достроенный, доверху, доломанный

4) доисторический, доукомплектованный, документ

А 12. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прицепной, перегрузка, разрушение, привезший

3)свинцовый, навеки, загрузивший, овражек

2) отметина, возмужавший, разломав, пересказанный

4) ползунок, отставка, выпадая, орешник

А 13. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) надомник, приусадебный, пресмешной

3) по-братски, подводник, переувлажнить

2) подбородок, бесстыдник, разнесчастный

4)подснежник, по-дружески, приморский

А 14. Определите способ образования слова долгоиграющий.

1) сложение

3) суффиксальный

2) сложение с суффиксацией

4) лексико-синтаксический

А 15. В каком слове выделенный суффикс является формообразующим?

1) думавший

3) почтовый

2) лепить

4) весело

В 1. Запишите термин, толкование которого приведено ниже.

               - перенос наименований по сходству внешних признаков, места расположения, формы предметов, вкуса, а также выполняемых ими функций.

В 2. Назовите основные признаки слова.

В 3. Какие классы слов выделяют в лексике русского языка с точки зрения ее происхождения?

В 4. Из данного предложения выпишите заимствованные слова, укажите признаки заимствований. Феномен сето – в их двойной ассимиляции, как ни парадоксально, позволившей им сохранить самоидентификацию (газ.).

В 5. К фразеологизму приказать долго жить подберите фразеологические синонимы.

В 6. К слову хороший подберите стилистически окрашенные синонимы. Укажите их стилистическую окраску.

В 7. Выпишите словосочетания, в которых повторяющиеся слова являются омонимами: человек бежит по дороге – вода бежит; проявить выдержку - выдержка из доклада; глубокая река – глубокий сон; сжать пружину – сжать овес; болтать ногами – болтать о пустяках.

В 8. Запишите термин, толкование которого приводится ниже:

                - это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.

В 9. Выделите лексическую и формообразующую основы в словах рассказывающий, принеси.

В 10. Сопоставьте современное членение слова на морфемы с более ранним. Как называется процесс, изменивший морфемную структуру слова? Крох - отн - ый; ранее –  крох - от - н - ый.

В 11. Разбейте слова прислушиваться, разбавленный на морфемы.

В 12. Постройте словообразовательную цепочку для слова недоверчиво.

В 13. Приведите примеры слов данного словообразовательного типа (3 примера): холмистый.

В 14. Какие морфонологические явления сопровождают образование слов сушить, тревожный?

С 1. Дайте определения явлениям полисемии и омонимии. Укажите способы разграничения омонимии и многозначности. Приведите примеры.

С 2. Расскажите о морфонологических изменениях в основе мотивированного слова.


Контрольная работа

Раздел "Морфология имён"

ВАРИАНТ 2

1) Определите лексико-грамматический разряд существительных, приведите доказательства (особенности в употреблении форм числа, значение).

Дым, гармония, муравейник, какао, стая, бремя, казачество, эластичность.

2) Определите род; число; тип склонения существительных.

Образец: медаль - ж. р. по традиции; ед.ч., есть мн.ч.; 3 скл., т.к. ж.р., нулевое окончание.

Мастерство, приятель, Татры (горы), пламя, чистюля, подмостки, коллега, комарище, дитя, водевиль, мостовая.

3) Выпишите существительное (10) с тем словом, от которого оно зависит, задайте падежный вопрос, определите падеж, его значение. Определите одушевлённость/неодушевлённость пяти любых существительных.

Образец: бег (чего?) поезда; поезд – во мн.ч. не ставим, т.к. м.р., нулевое окончание, Р.п.≠В.п. (неодуш); Р.п., значение субъекта.

А всё же сказочен и прекрасен дикий северный лес. Сиво-зеленые бороды до самой земли свешиваются с покрытых потрескавшейся корой, обросших лишайниками деревьев. Здесь мало тени, нога выше колена тонет в глубоких сфагновых мхах. Чудесны эти, похожие на пышную постель, лесные северные мхи. С особенным чувством любуется охотник окружающей его лесной северной природой. Он видит украшенные в червонное золото маленькие берёзки – широкий, расписанный в радужные цвета лесной и болотный ковёр. Цветными яркими пятнами видится на этом ковре трепещущая листьями редкая на Севере осина (Соколов-Микитов).

4) Определите лексико-грамматический разряд прилагательных, докажите; укажите падеж, число, род прилагательных.

Плывёт зубастая акула; радоваться дождевым каплям; запах золотого апельсина; ходить в бараньей шапке; говорить о плоских камнях; дружить с правдивым человеком; начать с твёрдого согласного; подойти к няниной постели; войти в сосновый молодняк; любоваться степной растительностью.

5) Напишите начальную форму данных местоимений, определите разряд, падеж (если есть), укажите особенности склонения.

Ясно каждому ученику; думать не о чем; нечто странное происходит; дружи со мною; от их рассказов; узнай от моих родителей; показать их; кое с кем посоветоваться; ни от кого не скрывать; не перед кем отчитываться.

6) Определите разряд числительных, падеж.

Вижу девяносто восемь человек; четверым подросткам; двоих друзей; четырьмястами восьмью рублями; без восемнадцати сотых; прочитать полторы страницы.

7) Поставьте числительные в нужный падеж и запишите их словами: 986 (Т.п.), 4349 (Д.п.), 837 (П.п.).

8) Произведите морфологический разбор подчёркнутых прилагательных, существительных, местоимений.


СЕМЕСТР 4

Экзаменационная работа

Раздел "Морфология имён"

ВАРИАНТ 2

А 1. Укажите одушевлённое существительное.

1) толпа

2) отряд

3) кукла

4) чучело

А 2. В каком ряду все существительные мужского рода.

1) сулугуни, какаду, крупье

2) пенсне, сирокко, какао

3) кофе, салями, джакузи

4) боа, манто, маэстро

А 3. Укажите существительное мужского рода.

1) ДЮСШ

2) Эри

3) НАТО

4) Баку

А 4. Какое существительное в родительном падеже имеет значение субъекта?

1) квартира родителей

2) щебетанье птиц

3) килограмм яблок

4) выполнение плана

А 5. Какое существительное в творительном падеже имеет значение субъекта?

1) строится рабочими

2) заведовать кафедрой

3) идти полем

4) обсудить за ужином

А 6. Какое существительное в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание –А?

1) свитер

2) паспорт

3) инженер

4) токарь

А 7. В каком ряду существительные расположены следующим образом: собирательное, конкретное, вещественное, абстрактное.

1) кислота, жульё, рояль, жалость

2) табун, жара, малышня, бензин

3) человечество, листья, пыль, слабость

4) пушинка, совесть, жир, малинник

А 8. Какая морфологическая характеристика слова путь является правильной?

1) 2 склонение

2) 3 склонение

3) разносклоняемое

4) несклоняемое

А 9. В каком ряду существительные расположены следующим образом: мужской род, женский род, вне категории рода, средний род.

1) письмишко, обои, Астрахань, тюль

2) голосишко, молодёжь, жмурки, горюшко

3) макароны, дитя, лентяй, эмаль

4) мозоль, щипцы, профессор, конфетти

А 10. В каком случае лексико-грамматический разряд прилагательного определён неверно?

1) заячья душа (качеств.)

2) жемчужное колье (относит.)

3) малиновый берет (качеств.)

4) лисья шапка (притяжат.)

А 11. От какого прилагательного можно образовать формы степеней сравнения

1) каурый

2) босой

3) ветвистый

4) мёртвый

А 12. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является неправильной?

1) Каждый день мы приходили к ним. (мест., определит., В.п., ед.ч., м.р.)

2) Что ты хотела сказать? (мест., вопросит., И.п., ед.ч., ср. р.)

3) Пришлось купить десяток пакетов. (сущ., В.п., ед.ч., м.р.)

4) Нужные нам ручки лежали на полке. (прилаг., качеств., И.п., мн.ч.)

А 13. Отметьте количественное числительное.

1) четверыми

2) троих

3) двух

4) семерых

А 14. Какое прилагательное изменяется по качественно-относительному типу склонения?

1) чиновничий

2) соседкин

3) пушкинский

4) сестрин

А 15. Склонение какого существительного определено неверно?

1) умница – 1 скл.

2) стремя – 1 скл.

3) носище – 2 скл.

4) пельменная – адъективное..

В.1 Назовите термин, определение которого приведено ниже.

Разряд имен прилагательных, обозначающих признак предмета непосредственно, т.е. без отношения к другому предмету – ____________.

В 2. Определите падеж выделенных существительных и напишите значение падежной формы

1) тетрадь в клетку

2) костюм брата

3) закончить в июле

4) охраняется армией

В 3. Поставьте существительное в предложный падеж, выделите окончание.

1) акция

2) гербарий

3) Софья

4) Лия

5) темя

6) сомнение

В 4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа.

1) плечи

2) чулки

3) ясли

4) турки

5) казахи

6) килограммы

В 5. Определите склонение существительных

1) скворушка

2) мостовая

3) имя

4) ханжа

5) терпение

6) шинель

В 6. Определите ЛГР существительных и поставьте их в форму множественного числа, напишите значение формы.

1) лёд

2) лак

3) мороз

4) грязь

5) страх

6) шёлк

В 7. Определите разряд прилагательных, их род, число, падеж.

1) без женских причёсок

2) с мрачными горами

3) в пластмассовую крышку

4) съесть телячью отбивную

5) от новеньких конвертов

6) на льняные волосы

В 8. Образуйте все возможные формы превосходной степени сравнения прилагательного чистый.

В 9. Образуйте простую сравнительную степень прилагательных гибкий, робкий, сладкий.

В 10. Просклоняйте числительные 968; 0,345 и выделите окончания.

В 11. Поставьте в нужную форму числительные.

1) 286 слов (Р.п.)

2) 475 домов (Т.п.)

3) 79 585 папок (Д.п.)

4) 5,643 килограмма (П.п.)

В 12. Определите разряд местоимений.

1) спрячьте их деньги

2) её измучила тревога

3) их заметили

4) видеть её глаза

В 13. Определите разряд местоимений и напишите их начальную форму.

1) не с кого спросить

2) кое у кого узнать

3) ни от чего не прятаться

4) ушел без меня

В 14. Произведите морфологический разбор выделенных существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в блеске камней нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики. Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности.

Общая длина кремлёвских стен с башнями равна двум тясячам двумстам тридцати пяти метрам.

С вышки можно было охватить взглядом все дремучее полесье, весь торжественный лесной край неизмеримый и неведомый, властно зовущий человека в свои загадочные чащи.

С 1. Адъективное склонение имен существительных. Субстантивное склонение имен существительных (1, 2, 3). Разносклоняемые имена существительные. Существительные вне 1, 2, 3 типов склонения. Неизменяемые существительные.

С 2. Особенности склонения имен числительных разных разрядов. Сочетаемость числительных с существительными.


Контрольная работа

Раздел "Морфология глагола"

ВАРИАНТ 2

1) Заполните данную таблицу по образцу

Глагольная форма

Признаки

От какой основы образована

Инфинитив

споёшь

глагол будущего времени, 2 л. ед.ч.

от основы будущего времени: споj + ешь

(что сделать?) спеть

прочитав

деепричастие

от основы инфинитива: прочита + в

(что сделать?) прочитать

читающий

действительное причастие наст. времени

от основы настоящего времени

читаj + ющ (ий)

(что делать?) читать

и т.д.

 

 

 

Распускается, носивший, усваиваем, предскажешь, усвоим, приоткрывшись, распустилась, приоткрывают, предсказывающий, несёшь

2) Определите спряжение глаголов, поставьте их в форму 3 лица мн.ч. Образуйте все возможные причастия и деепричастия.

Плескать, сидеть, выдать, вышить, обидеть, прибежать, проколоть, перемолоть, побороть, лаять, хохотать.

3) Определите залог выделенных глаголов.

Дивизия передвигалась в спешном порядке. Шепот их всё время прерывался смехом. К батальону под утро пришли два артиллериста, наблюдатели. Держась за верх рамы, девушка смотрела и улыбалась. Пекли исполинский пирог, который сами господа ели ещё на следующий день.

4) Образуйте все возможные формы от глаголов завершить и завершать.

5) Определите частеречную принадлежность всех слов. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

Что скрывать, мне ведь и до этого нелегко было… А теперь, может, проще станет. Чем ниже спускаемся мы с холма, тем сильнее пахнет туманом и рекой. Прошло немного дней, и всё стало ясно. Утром небо ясно и прозрачно. Ночью звёзды светят так светло. Когда, проснувшись окончательно, я открыла глаза, в землянке, у входа, на гвозде уже висел чей-то новенький, не обтёртый ещё полушубок.


СЕМЕСТР 5

Экзаменационная работа

Раздел "Морфология глагола"

ВАРИАНТ 2

А 1. В каком случае неопределенная форма глагола приведена неверно?

1) пригласишь – пригласить

3) отмечаем - отмечать

2) разрушаются – разрушиться

4) разрешают - разрешать

А 2. К какому классу относится глагол бросать?

1) 2-ый продуктивный

3) 1-ый продуктивный

2) непродуктивный

4) 3-ий продуктивный

А 3. Какая характеристика глагола по виду является верной?

1) закричать – парный

3) грянуть – непарный одновидовой

2) кричать – непарный одновидовой

4) прибыть – парный

А 4. У какого глагола переходность/непереходность определена неверно?

1) опустить (перех.)

3) грубить (неперех.)

2) испытать (перех.)

4) поручить (неперех.)

А 5. Определите залог выделенного глагола по трехзалоговой теории: В тот же день Дубровский отправился в город.

1) действительный

3) средне-возвратный

2) страдательный

4) вне залога

А 6. В каком предложении употреблен личный глагол в безличном значении?

1) Нашу лодку подхватило струёй, как перышко.

3) Ему с утра нездоровилось.

2) Все, что было в комнате, сразу затихло, затаилось.

4) Мне взгрустнулось без тебя.

А 7. У какого глагола неверно определено спряжение?

1) маяться - 1 спр.

3) спать - 2 спр.

2) прибежать - 1 спр.

4) съесть - нетематич.

А 8. В каком случае морфологическая характеристика глагола является неправильной?

1) Ты бы с ней поговорила хорошенько (сослаг. накл., ж.р., ед.ч.).

3) Навстречу мне выскочил все тот же Соболько (изъяв. накл., прошед. вр., 3 л.ед.ч.).

2) От пословицы не уйдешь (изъяв. накл., будущ. вр. 2 л. ед.ч.).

4) В тумане падают листья (изъяв. накл., наст. вр. 3 л. мн.ч.).

А 9. Какая из данных форм образована не от глагола заклеить?

1) заклеивший

3) заклеенный

2) заклеив 

4) заклеивающий

А 10. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несов. вида?

1) подъезжать

3) развязывать

2) заведовать

4) отплясать

А 11. Определите разряд наречия. Полозья пронзительно скрежетали по камням.

1) определительное качественное

3) обстоятельственное причины

2) определительное образа действия

4) обстоятельственное цели

А 12. В каком предложении выделенное слово не является      предлогом?

1) Благодаря массе новых впечатлений  день для Каштанки прошел незаметно.

3) Несмотря на свою силу, дуб – дерево нежное, боится крепких морозов.

2) И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

4) В продолжение двух дней дела мои ужасно продвинулись.

А 13. Определите разряд союза не только… но и.

1) подчинит. следствия

3) сочинит. противит.

2) сочинит. пояснит.

4) сочинит. градацион.

А 14. К какой части речи относится слово раскрытый

1) прилагательное

3) действ. причастие прошед. вр.

2) страд. причастие прошед. вр.

4) деепричастие

А 15. В каком предложении часть речи выделенного слова определена неверно?

1) Через несколько минут все стало ясно (прилагательное).

3) Видно, поезд свой ворона проворонила (модальное слово).

2) Не слышно пения птиц (СКС).

4) А счастье было так возможно, так близко (СКС).

В 1. Назовите термин, определение которого приведено ниже.

Грамматическая категория, отражающая в форме глагола отношения между субъектом и объектом действия– _________________________.

В 2. Назовите термин, определение которого приведено ниже.

Разряд глаголов, обозначающих действие, исходящее от субъекта-подлежащего и в нём же сосредоточенное ________________________.

В 3. К глаголу оценить подберите парный глагол другого вида. Укажите способ образования видовой пары.

В 4. От какой глагольной основы (основы инфинитива или настоящего времени) образованы формы учившийся, учился, будет учиться.

В 5. Определите залог глагола по 3-х залоговой системе. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

В 6. Определите спряжение глаголов молчать, подбежать, услышать.

В 7. Образуйте от данных глаголов формы 3 л. мн.ч. и 2 лица ед. числа: колоть, роптать, гнаться.

В 8. От глагола выломать образуйте все возможные причастия и деепричастия.

В 9. Выпишите наречия: нечего, негде, каждый, необходимый, который, никак, подобный, по-иному.

В 10. Какие из перечисленных грамматических категорий характеризуют причастие? - Вид, наклонение, залог, время, лицо, число, род, падеж.

В 11. Причастия какого разряда не образуются от глаголов совершенного вида?

В 12. Перечислите знаменательные части речи.

В 13. Назовите разряд частиц по значению: ни; как будто; что за.

В 14. Определите часть речи выделенных слов.

1) Но вот впереди обоза кто-то крикнул.

2) Мне в лесу отрадней и теплей.

3) Осень мрачно берёт разбег.

С 1. Охарактеризуйте категорию лица глагола.

С 2. На какие группы делятся слова категории состояния по значению? Приведите примеры.

 

Контрольная работа

Раздел "Словосочетание. Простое предложение"

ВАРИАНТ 2

  1. Выпишите все простые словосочетания, укажите вид подчинительной связи и тип синтаксических отношений. Выполните полный разбор указанного словосочетания.

На степь наползали мглистые лиловые сумерки, когда отец, поцеловав Федю в горячие солоноватые губы, зашагал к поселку, бережно прижимая к своей груди сына.

  1. Определите тип сказуемого, охарактеризуйте связь между подлежащим и сказуемым.
  2. Мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный.
  3. Я точно гостья у себя дома.
  4. Я начал расспрашивать о нашем городе, и воспоминания о доме развязали языки.
  5. Проза должна быть крылатой.
  6. Алмазами казались солнца блики.
  7. Дайте краткую характеристику предложений (предикативных единиц). Указанное предложение разберите по схеме.
  8. а) И дал мне три гвоздики, не подымая глаз. б) О милые улики, куда мне спрятать вас?
  9. На "Забияке" развели пары.
  10. Ему хотелось поскорее лечь в постель, не двигаться и приготовить свои мысли к ночи.
  11. В доме густо надымили.
  12. Пробравшись через мокрый папоротник и какую-то стелющуюся растительность, выбираемся на едва приметную тропинку.
  13. Только теперь можно было учесть миновавшую нас опасность.
  14. Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель.
  15. За домом - сад, залитый мглой.
  16. Расставьте знаки препинания, подчеркните все члены предложения, опишите условия обособления определений и обстоятельств.

Дунул ветер на вершине липы обломился сухой сучок и цепляясь за ветви упал на дорожку аллеи.

А мы колосья спелой нивы на них задумчиво глядим.

Озаренные снизу отраженным ото льдов светом облака нежны и лучезарны.

Пахнуло холодом с речонки накрыло землю полутьмой и вдруг раскатистый и звонкий ударил гром над головой.


Зачётная работа

 Раздел "Словосочетание. Простое предложение"

ВАРИАНТ 2

А 1. Какие синтаксические отношения выражаются между компонентами словосочетания мой друг?

1) атрибутивные (определительные)

3) обстоятельственные

2) объектные

4) субъектные

А 2. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?

1) образованный от наречия, каждый из нас, нашел среди цветов

3) оба пенсионера, долго молчали, вернуться с прогулки

2) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно

4) дождаться весны, смотреть вдаль, любить мороженое

А 3. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

1) платье висело

3) зажег свечу

2) вернувшись с войны

4) при свете дня

А 4. Определите тип сказуемого: В горах расстояния очень  обманчивы.

1) простое глагольное

3) составное глагольное сказуемое

2) составное именное

4) сложное

А 5. Каким членом предложения является выделенное слово? В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с темными окнами.

1) согласованное определение

3) несогласованное определение

2) приложение

4) дополнение

А 6. Определите синтаксическую функцию выделенного в предложении инфинитива: Наблюдать чужую жизнь – значит проникнуться ею.

1) подлежащее

3) определение

2) обстоятельство

4) сказуемое

А 7. Определите тип выделенного односоставного предложения: Убедительно прошу вас – дочитайте это письмо до конца.

1) определенно-личное

3) неопределенно-личное

2) безличное

4) номинативное

А 8. Какое предложение является безличным?

1) Весна. Четвертый час дня.

3) Что же с ним произошло?

2) Его задержали, привели домой и послали хозяйку за доктором.

 

4) Из рощи и усадьбы Котловича сильно потянуло ландышами и медовыми травами.

А 9. Какая  характеристика соответствует выделенному       предложению?

Старухи, по всему видно, пришли из неближних мест. Усталые, сидят на каменных папертях, пьют молоко из бутылок, ломают краюхи деревенского хлеба.

1) полное

3) контекстуально неполное

2) ситуативно неполное

4) эллиптическое

А 10. В каком предложении определения являются однородными (знаки препинания не расставлены)?

1) В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега.

3) Борис  вертел  опавший   желтый  яблоневый  лист,  задумчиво  улыбаясь, внимательно щурился на него.

2) Однажды Ваня принес маленькую выкопанную с корнем березу.

4)  И весь этот скромный весенний день казался Щербатовой тайным подарком

А 11. Какой обособленный член предложения выделяют запятые в предложении: Опытный следопыт, Александр Александрович без труда прочитал недлинные страницы лесной драмы.

1) дополнение

3) несогласованное определение

2) согласованное определение

4) приложение

А 12. В каком предложении на месте пропусков ставится запятая.

1) Мы сорвали несколько гроздей_ схваченной морозом красной     рябины.

3) Веселый и безалаберный _ он поражал всех своей памятью.

2) Сопровождавшие нас _ крестьяне показали нужный дом.

4) Открывшая нам дверь служанка _ сказала, что она посмотрит, дома ли хозяйка.

А 13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Мы пошли "блинчиком", то есть  с  маленьким  креном  развернулись  и встали на курс.

3) Сюжеты, темы, выдумки  и  наблюдения бродили  в  нас, как молодое вино.

2) Ничего, кроме горечи,  не приносило это ожидание.

4) Рим был прежним, несмотря на  медленное умирание художника.

А 14. В каком предложении нет вводного слова (знаки препинания не расставлены)?

1) А вдруг и Лысенко на костер пошел бы ради своей ложной идеи.

3) Доверия у них к нему не было а значит не могло быть у Данилова особого продвижения.

2) Это был пожалуй самый верный способ передать себя другим.

4) Вряд ли я полагаю Соня получила Николаеву могильную весть.

А 15. Какие конструкции осложняют простое предложение? Но мы, солдаты, не знаем ни семьи, ни праздников, ни мирного веселья.

1) обращение и однородные члены предложения

3) обособленное дополнение и однородные члены предложения

2) обособленное приложение и однородные члены предложения

4) несколько рядов однородных членов предложения

В 1. Запишите термин, толкование которого приводится ниже:

                        - выражение отношения говорящего к содержанию предложения как к реальному или нереальному факту.

В 2. Назовите разновидности определений. Приведите примеры.

В 3. Какими грамматическими формами может выражаться главный член определенно-личных предложений?

В 4. Какие слова могут выступать в качестве связки в составном именном сказуемом?

В 5. В предложении – Она обязательно должна стать его женой - подчеркните грамматическую основу. Определите тип сказуемого.

В 6. Определите тип предложения по коммуникативной целеустановке и эмоциональной окраске: Неужто не узнали меня?

В 7. Выпишите из предложения прямое (-ые) дополнение (-я): Уходя, я унес в памяти его слова о гибели от любви и отвращение к нему в сердце.

В 8. Выпишите из текста несогласованное определение(-ия): Недаром Валюша так дружелюбно относилась к ней и зазывала к себе для каких-то разговоров наедине.

В 9. Укажите условия обособления определений в предложении Раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса.

В 10. Укажите условия обособления обстоятельств в предложении: Он говорил громко и с пафосом, словно выступал на трибуне.

В 11. Какие конструкции, осложняющие простое предложение, не являются членами предложения?

В 12. Выпишите из предложения три словосочетания, построенные на основе разных способов подчинительной связи. Укажите способ связи. Ноздреватый снег если не таял еще явно, не рождал певучих ручьев, то оседал уже, рыхлел, мокрел, испарялся кругом.

В 13. Перепишите предложение, расставьте знаки препинания. Против этой влюбленной парочки помещалось трое пассажиров отставной генерал сухонький опрятный старичок с начесанными вперед височками толстый помещик снявший свой крахмальный воротник и все-таки задыхавшийся от жары и поминутно вытиравший мокрое лицо мокрым платком и молодой пехотный офицер.

В 14. Дайте характеристику предложению. Пора уезжать.

С 1. Какие односоставные предложения называются     номинативными?

С 2. Какие условия влияют на однородность-неоднородность определений?


СЕМЕСТР 6

Контрольная работа

Раздел "Сложное предложение"

ВАРИАНТ 2

Составьте графическую схему предложения и выполните синтаксический анализ предложения по схеме разбора (знаки препинания не расставлены).

Как только наш ночлежник позавтракал за дверью раздался скрежет замка и художник подхватив банку и пустой пакет ринулся вниз по лестнице только чтобы его не застали здесь эти милые люди.

Раздел "Сложное предложение"

Экзаменационная работа

ВАРИАНТ 2

А 1. Какая характеристика предложения является верной (знаки препинания не расставлены):  Варвара  Яковлевна  копаясь  в  своей  кухоньке  слышала его  гневные возгласы и у  нее  замирало  сердце.

1) бессоюзное сложное предложение

3) сложноподчиненное предложение

2) сложносочиненное предложение

4) простое предложение

А 2. Определите тип союза, который соединяет части сложносочиненного предложения. Старик держал себя с большим достоинством и говорил мало, зато молодой китаец оказался очень словоохотливым.

1) соединительный

3) разделительный

2) противительный

4) градационный

А 3. Определите характер отношений между частями сложносочиненного предложения: Окна запотели, и солнечный свет стал апельсиновым.

1) перечислительные

3) распространительные

2) следствия

4) градационные

А 4. Какая характеристика сложносочиненного предложения является верной? Нужно будет следить за собой, а то  еще  разревусь.

1) закрытой структуры, с разделительным союзом, отношения альтернативной мотивации

3) открытой структуры, с противительным союзом, противительно-уступительные синтаксические отношения

2) закрытой структуры, с противительным союзом, противительно-ограничительные синтаксические отношения

4) закрытой структуры, с противительным союзом, сопоставительные синтаксические отношения

А 5. Определите тип придаточного: Базар встретил ее щедрой осенью, хотя за порогом стояла грязная авитаминозная весна.

1) обстоятельственное условия  

3) обстоятельственное причины

2) обстоятельственное уступительное

4) обстоятельственное времени

А 6. Определите тип выделенного придаточного: Лаптев сидел у ворот на лавочке и ждал, когда кончится всенощная в церкви Петра и Павла.

1) обстоятельственное времени

3) определительное

2) изъяснительное

4) обстоятельственное цели

А 7. Определите тип выделенного придаточного: Мама стала искать тряпкой пыль там,  где ее никогда не было.

1) обстоятельственное места

3) обстоятельственное цели

2) определительное

4) обстоятельственное причины

А 8. Укажите предложение нерасчлененной структуры.

1) Говорил он уверенно и таким тоном, как будто я спорил с ним.

3) Что ж, заходите, пожалуй, коли вы и впрямь добрый человек.

2) Он стоял на мосту,  пока последний олень не исчез в лесной чащобе.

4) После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле.

А 9. Укажите характер комбинирования подчинительных связей в многокомпонентном сложноподчиненном предложении: Нам трудно отрешиться от мысли, что облик этого храма не извечен, что во времена Андрея Боголюбского сооружение выглядело по-иному, что даже вид местности, окружавшей собор, был иным.

1) последовательное подчинение

3) соподчинение

2) однородная соподчиненность

4) неоднородная соподчиненность

А 10. Какая характеристика сложноподчиненного предложения является верной: Куда бы ни выходили отдыхающие из дома, они всюду натыкались на эту, позванивающую льдом речушку.

1) СПП нерасчлененной структуры с придаточным места

3) СПП расчлененной структуры с придаточным места

2) СПП расчлененной структуры с придаточным уступительным

4) СПП нерасчлененной структуры с придаточным уступительным

А 11. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?

1) После того как капитан Ермаков отбыл в госпиталь, и место его  занял командир первого взвода Кондратьев, санинструктор Шурочка стала властно, на виду всей батареи, брать его в руки, командовать им.

3) Я вышел, и крепкий ветер бросил мне в лицо запах  прекрасного бушующего моря.

2) Непокорных детей я вырвал из своего сердца, и если они страдают от непокорности, то я не жалею их.

4) Пока мы ходили по лавкам, зашло солнце и наступил вечер.

А 12. Какая характеристика бессоюзного сложного предложения является верной? Оставалось только одно: идти по течению воды до тех пор, пока она не приведет нас к реке Улахе.

1) бессоюзное сложное предложение открытой структуры

3) бессоюзное сложное предложение закрытой структуры, нетипизированное

2) бессоюзное сложное предложение закрытой структуры, типизированное, с анафорическим элементом

4) бессоюзное сложное предложение закрытой структуры, типизированное, с незамещенной синтаксической позицией

А 13. Какое объяснение постановки знаков препинания на месте пропуска является верным: Прихожу и вижу ( ) сидит Яков на тетради, макает пальчик в чернильницу, ворчит и выводит чернильные вавилоны по моему писанию.

1) перед второй частью предложения надо поставить двоеточие, так как вторая часть указывает на причину того, о чем говорилось в первой части

3) перед второй частью бессоюзного предложения надо поставить двоеточие, так как вторая часть дополняет содержание первой части

2) перед второй частью предложения надо поставить тире, так как вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части

4) перед второй частью предложения надо поставить тире, так как первая часть обозначает  условие совершения действия, о котором говорится  во второй части

А 14. Определите характер отношений между частями бессоюзного предложения: Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно ни бакенов, ни перевальных огней.

1) объяснительные

3) распространительные

2) сопоставительно-противи-тельные

4) условно-следственные

А 15. Какая характеристика предложения является верной (знаки препинания не расставлены): Он пытался по крайней мере сообщить о том что видел своими глазами может быть эти сведения окажутся полезными но одни его не слушали а другие перебивали и принимались рассказывать сами.

1) многокомпонентное сложное предложение  с сочинительной и подчинительной связью

3) многокомпонентное сложное предложение  с подчинительной и бессоюзной связью

2) многокомпонентное сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью

4) многокомпонентное сложное предложение  с бессоюзной и сочинительной связью

В 1. Запишите термин, толкование которого приведено ниже.

                    - разновидность соподчиненности, характеризуемая связью соподчиненных компонентов при помощи сочинительных союзов или интонации.

В 2. Запишите термин, толкование которого приведено ниже.

__________- сложноподчиненное предложение, в котором придаточное относится ко всей главной части.

В 3. Назовите виды сложноподчиненных предложений расчлененной структуры.

В 4. Перечислите союзные средства связи, которые присоединяют придаточные изъяснительные.

В 5. Какой частью речи является слово где в предложении: В  той  комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца

В 6. Укажите тип сложного предложения: Иван самый заправский охотник, Степан же с дудочкой соловьев любил ловить.

В 7. Назовите тип бессоюзного предложения: В рубле копейки нет, так и не полон рубль.

В 8. Охарактеризуйте структуру сложносочиненного предложения: Утром стало обыкновенно в саду, и только по кустам лежала грязь.

В 9. Определите тип придаточного: Как-то раз в одно из июльских воскресений я и Дмитрий Петрович от нечего делать поехали в большое село Клушино, чтобы купить там к ужину закусок.

В 10. Какие синтаксические отношения выражаются между частями предложения: Намело сугробы выше окон, и даже через дорогу приходится иногда переходить на лыжах.

В 11. Укажите средства связи частей в сложном предложении (союзы, союзные слова, соотносительные слова, опорные слова, соотношение форм сказуемых, порядок следования частей, интонация и т.п.): Все тревоги, все заботы у людей слились в одну: чтоб за час до той свободы не постигла смерть в плену.

В 12. Постройте вертикальную схему сложного предложения (знаки препинания не расставлены). Укажите уровни членения:

Намекну одна из французских королев жившая в шестнадцатом веке надо полагать очень изумилась бы если бы кто-нибудь сказал ей что ее прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам.

В 13. Дайте характеристику предложению:  Последнюю фразу он сказал громко, так что все обернулись.

В 14. Расставьте знаки препинания: Что касается строителей газопровода то они были убеждены в одном если человек сильно и хорошо работает значит он любит чтобы его уважали и дорожа трудовым престижем постарается быть даже лучше чем он есть ибо ничто так не возвышает и не выпрямляет человека как восхищение его мастерством.

С 1. Какие предложения называются бессоюзными? Назовите основные средства связи частей бессоюзного сложного предложения.

С 2. Как классифицируются предложения по ограниченности-неограниченности потенциального состава компонентов?


6 СЕМЕСТР

Спецпрактикум "Виды лингвистического анализа"

Зачётная работа

Задания выполняются по предложенному тексту.

ВАРИАНТ 2

(1) Персидский поэт Саади – лукавый и мудрый шейх из города Шираза считал, что человек должен жить не меньше девяноста лет.

(2) Саади делил человеческую жизнь на три равные части. (3) Первые тридцать лет человек должен, по словам поэта, приобретать познания, вторые тридцать лет – странствовать по земле, а свои последние тридцать лет отдать творчеству, чтобы оставить потомкам, как выражался Саади, «чекан своей души».

(4) Саади был прав, но в глубине души я думаю, что тридцати лет странствий по земле – этого всё же мало.

(5) Мало потому, что скитания приобретают значительный свой смысл, насыщают нас познаниями, открывают нам красоту земли и своеобразие многих её стран и дают толчок нашему воображению далеко не сразу, а исподволь.

(6) «Скитания – это путь, приближающий нас к небу», - говорили в древности арабы, понимая под небом то состояние обширного познания и мудрости, которое присуще людям, много скитавшимся по нашей земле.

(7) Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний – есть свойство, присущее счастью.

(8) Счастье даётся только знающим. (9) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями.

(10) Знание органически связано с человеческим воображением. (11) Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний.

(12) Примеров этому можно привести множество. (13) Очарование Парижа овладевает вами внезапно, как только вы прикоснётесь к парижской земле, и овладевает навсегда. (14) Но только в том случае, если вы знали Париж и любили его задолго до этой первой встречи.

(15) Для знающего Париж по книгам, по живописи, по всей сумме познаний о нём этот город открывается сразу, как бы покрытый бронзовым отсветом его величавой истории, блеском славы и человеческого гения, обаянием любимых имён, шумом версальских парков, сумраком всегда несколько загадочного Лувра, кипением его пылких народных толп.

(16) Человек же, ничего не знающий о Париже, воспримет его как нечто шумное, утомительное и во многом непонятное (по К.Г. Паустовскому).

  1. К какому стилю принадлежит данный текст. Приведите несколько доказательств.
  2. Определите функционально-смысловой тип речи данного текста. Приведите несколько доказательств.
  3. Сформулируйте основную мысль текста. Если в тексте есть предложения, наиболее ясно выражающие эту мысль, то укажите их номера.
  4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в предложениях 5, 15?
  5. При помощи каких языковых средств связаны предложения 7 и 8, 10 и 11?
  6. Определите тип придаточного из предложения 13.
  7. Выпишите из предложения 11 словосочетания со связью согласование.
  8. Из предложения 15 выпишите все качественные прилагательные.
  9. Из предложений 13 – 15 выпишите все существительные 1-го склонения.
  10. Определите часть речи слова это из предложения 6.
  11. Из предложения 11 выпишите СКС.
  12. Произведите синтаксический анализ предложения 11.
  13. Произведите морфологический анализ выделенных слов из предложений 15 и 16.
  14. Расскажите о способах связи предложений в тексте и средства х межфразовой связи.
  15. Расскажите о функционально-смысловых типах речи (примеры подбирать самостоятельно из учебников по русскому языку, литературе для учащихся начальных классов).