Методические рекомендации к выполнению контрольных работ по токсикологической хими
При выполнении контрольной работы необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
- В соответствии с действующей программой по токсикологической химии принята новая классификация токсикологически важных веществ.
- При характеристике предмета и задач, стоящих перед токсикологической химией, необходимо чётко охарактеризовать специфические особенности предмета, связь с другими дисциплинами.
- Большое внимание следует уделить методам изолирования токсических веществ из биообъектов, отмечая, какие вещества изолируются тем или иным методом. Если методов изолирования группы веществ несколько, нужно сопоставить их, отметить преимущество и недостатки того или иного метода в применении к химико-токсикологическому анализу. Следует обращать внимание на теоретические основы методов изолирования, учитывая физико-химические свойства веществ. Например,
- дистиллят, содержащий синильную кислоту, собирают в приемник с раствором щелочи, а не в сухую склянку, как это возможно для других веществ, перегоняющихся с водяным паром, для перевода в цианид натрия;
- морфин экстрагируют смесью хлороформ – н-бутанол (9:1) после кислотного гидролиза при температуре 110°С для освобождения от прочной связи с глюкуроновой кислотой;
- анализ некоторых веществ невозможен без предварительной дериватизации, Δ9ТГК кислота метилируется йодистым метилом для перевода в диметиловый эфир Δ9ТГК кислоты и последующего ГЖХ-ХМС определения.
- Изучая и описывая отдельные ядовитые и сильнодействующие вещества, следует обращать внимание на их токсикологическое и судебно-химическое значение. Последнее определяется токсичностью, широтой распространения веществ в промышленности и сельском хозяйстве, медицине, в быту; возможностью доступа к ним более или менее широких слоёв населения. Немаловажным является изучение особенностей токсического действия вещества на организм человека и признаков отравления.
- Формулы сложных органических веществ и реагентов следует писать структурно, указывая химическое название.
- Описание методов обнаружения отдельных веществ следует начинать с общих методов или реакций, а потом переходить к частным (хроматографический скрининг, затем общие цветные реакции и, наконец, частные реакции). При этом нужно обращать внимание на условия проведения реакций, специфичность для данного вещества, чувствительность, отмечая судебно-химическое значение реакций (положительное или отрицательное). Обязательно приводятся химические уравнения реакций, отмечаются характер окраски, цвет осадка, специфический запах, форма кристаллов и т.п. Методики реакций переписывать не надо! Достаточно указать название реакции и обосновать её.
- При описании методов количественного определения следует приводить его обоснование, химизм, особенности, принцип расчета, оценку метода. Нужно подчеркнуть, когда количественное определение является обязательным и почему.
- При рассмотрении метаболизма соединения следует указать пути его превращения в организме, привести химизм биотрансформации и назвать метаболиты.
- При ответе на вопросы, касающиеся характеристики отдельных групп (алкалоиды, барбитураты, пестициды и др.), необходимо дать точное определение и название этой группы веществ по классификации, раскрыть их химическую природу, привести примеры веществ из каждой группы (название, структурная формула), физические и химические свойства.
10. Ответ на вопрос (пример) «Схема химико-токсикологического исследования дихлорэтана» следует строить следующим образом:
- химическая формула, рациональное название вещества;
- основные физические и химические свойства;
- назвать и описать (можно в виде схемы) все возможные методы изолирования, дать им оценку;
- назвать и обосновать все возможные методы очистки (при необходимости);
- привести методы обнаружения токсического вещества (предварительный и подтверждающий анализ), подход к описанию отдельных реакций или проб изложен в п. 6;
- дать обоснование, химизм, принцип расчёта и оценку всех возможных методов количественного определения;
- метаболизм данного вещества в организме человека;
- токсикологическое значение.
11. Ответ на вопрос (пример) «Составить примерный план анализа при подозрении на отравление производными барбитуровой кислоты» следует строить следующим образом:
- химическая формула, рациональное название вещества;
- основные физические и химические свойства;
- привести ход исследования по обнаружению вещества или группы веществ, строго соблюдая последовательность проведения реакции. Следует начинать с реакций или хроматографических проб, являющихся общими для соединений этой группы, а затем перейти к частным реакциям на отдельные вещества. Подход к описанию реакций изложен в п.6 (химизм и обоснование реакций обязательны);
- привести возможные методы количественного определения вещества или группы веществ (см. п. 7).
12. Ответ на ситуационную задачу следует строить следующим образом:
- химическая формула, рациональное название вещества;
- основные физические и химические свойства;
- выбор объекта исследования применительно к условию задачи с учётом токсикокинетики вещества (всасывание, распределение, метаболизм, выведение из организма);
- назвать все возможные методы изолирования вещества применительно к условию задач и описать или привести подробную схему оптимального метода изолирования;
- привести методы очистки применительно к условию задачи;
- предложить схему обнаружения с обоснованием хода анализа (химизм, обоснование судебно-химическое значение реакций обязательны);
- обосновать выбор метода количественного определения, привести химизм и принцип расчёта;
- дать заключение о результатах химико-токсикологического исследования.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 по темам
«Химико-токсикологический анализ на группы веществ, изолируемых экстракцией, минерализацией, дистилляцией».
Вариант.
- Документация судебно-химических экспертиз.
- Основные закономерности поведения токсических веществ в организме человека и трупе. Пути проникновения органических и неорганических соединений в организм. Всасывание, распределение и пути выделения токсических веществ из организма. Выбор объектов исследования на основе знаний вопросов токсикокинетики.
- Реакции идентификации висмута, бария, марганца, хрома, с дитизоном, с диэтилдитиокарбаминатами натрия и свинца, 8-оксихинолином. Химизм.
- Соединения мышьяка, имеющие токсикологическое значение. Изолирование. Дробный метод их обнаружения и определения в минерализате. Оценка результатов химико-токсикологического анализа.
- Ядовитые алкилгалогениды (хлороформ, хлоралгидрат). Токсикологическое значение, метаболизм, реакции обнаружения. Химизм.
- Какие вещества экстрагируются органическим растворителем из кислого раствора и почему? Общие свойства веществ.
- Идентификация лекарственных веществ по функциональным группам. Какие функциональные группы лежат в основе доказательства морфина, кодеина, атропина, изолируемых полярными растворителями, реакциями: Витали-Морена, азокрасителя, полиметинового красителя, гидроксамовой пробы и других? Химизм.
- Составить примерный план анализа при подозрении на отравление производными барбитуровой кислоты (фенобарбитал, барбитал, этаминал).
- Применение биохимических методов в химико-токсикологическом анализе. На примере количественного определения спиртов, энзимного метода обнаружения ФОС, иммунохимических методов анализа «лекарственных» ядов.
- Пестициды. Общая характеристика. Народно-хозяйственное значение. Физико-химические свойства. Токсичность. Закономерность поведения в организме. Рецепторная связь.
Ситуационные задачи:
1. При исследовании крови трупа был обнаружен изопропиловый спирт. Означает ли это факт приема изопропилового спирта? Ответ обосновать формулами вещества и его метаболита.
2. Гр. С. с суицидной целью приняла большое количество неизвестного лекарственного препарата. Подозрение на группу производных 1,4-бензодиазепина. Провести целенаправленное исследование внутренних органов трупа гр. С. на наличие указанных веществ.
3. Во время досмотра места происшествия в ночном клубе в кармане одного из посетителей обнаружено несколько таблеток розоватого цвета с рисунком (предположительно, «Экстази»). Дайте рекомендации врачу-наркологу по забору объектов на исследование и приведите схему химико-токсикологического анализа мочи на наличие этилового спирта и наркотических веществ.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Кутяков В.А. Токсикологическая химия. Учебное пособие. В 2-х частях. Ч. 1. – Красноярск, Изд. КрасГМУ, 2009. –134 с.
2. Кутяков В.А. Токсикологическая химия: учебное пособие в 2-х частях. Для студентов 4 и 5 курсов, обучающихся по специальности 060108 «Фармация». Ч. 2. – Красноярск, Изд. Изд. КрасГМУ, 2010. – 166 с.
3. Плетенева Т.В. Токсикологическая химия. Практикум. – М.: Эксмо, 2008. - 528 с.
4. Токсикологическая химия. Метаболизм и анализ токсикантов: учебное пособие для вузов / под ред. Н.И. Калетиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 1016 с.
5. Токсикологическая химия. Нормативные материалы по порядку и проведению химико-токсикологического анализа в Российской Федерации: учебное пособие для самостоятельной работы студентов 4,5 курсов фармацевтического факультета/ сост. В.А. Кутяков, В.И. Чикун. – Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 133 с.
6. Токсикологическая химия. Ситуационные задачи и упражнения /под ред. Н.И. Калетиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2007. – 352 с.
7. Токсикологическая химия: учебник для вузов./ под ред. Т.В. Плетеневой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 512 с.
Дополнительная
Белова А.В. Руководство к практическим занятиям по токсикологической химии. - М.: Медицина, 1976. - 232 с.
Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. Киев: Вища школа, 1989. – 447 с.
Кудрикова Л.Е. и др. Токсикологическая химия: учебное пособие для студентов фармацевтического факультета заочного отделения /под ред. Л.М. Федосеевой Барнаул, 2005. - С. 44-72, С. 151-284.
Куклин В.Н. и др. Токсикологическая химия. Уч.пособ. – СПб., 2002.
Куценко С.А. Основы токсикологии. Спб.: Фолиант, 2004.
Лужников Е.А. Клиническая токсикология. Уч.пособ. – М.: Медицина, 1999. – 416 с.
Малкова Т.Л. и др. Избранные лекции по токсикологической химии: учебное пособие для студентов. - Пермь, 2005. - 152 с.
Пашинян Г.А., Ромодановский П.О. Судебная медицина в схемах и рисунках: учебное пособие – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 336 с.
Химико-токсикологический анализ «металлических ядов»: учебно-методическое пособие по специальности 060108 (040500) – фармация. – Воронеж, 2006. – 71 с.
Химико-токсикологическая диагностика острых химических отравлений: Сб. материалов. – М.: ООО «Графикон Принт», 2007. - 120 с.
Основы аналитической токсикологии. Фланаган Р. Дж. и др. – М.: Медицина, 1997.
Трахтенберг И.М. Книга о ядах и отравлениях. Очерки токсикологии. Киев, Наукова думка, 2000.
Шаталаев И.Ф. и др. Химико-токсикологический анализ «летучих» и «лекарственных» ядов. Уч.пособ. – Самара, 2004.
Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. - М.: Медицина, 1975. – 376 с.