Уважаемый студент!

Стоимость данной работы составляет 900 руб. Если Вас устраивает цена, Вы можете связаться с нами любым удобным для Вас способом:

Если же Вы не нашли нужную для Вас работу, мы готовы выполнить ее на заказ быстро и качественно! Вам нужно будет всего лишь заполнить форму заказа.

Всегда рады помочь!


1.1 На основе сравнительного анализа текстов и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки:

  • выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов;
  • сформулируйте приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать объектом и предметом исследований конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики (например: дидактики, сравнительной педагогики, профессиональной педагогики, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих проблемы человека, общества, научного познания.

1.2 Постарайтесь дать определения следующим понятиям, приведенным в текстах:

  • гармоническое развитие;
  • дидактоцентризм;
  • образовательное общество;
  • самоопределение;
  • человекообразующая функция педагогического процесса;
  • школа как социокультурный институт.

1.3 Согласны ли вы с мыслью К. Д. Ушинского: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества»? 

  1. Попробуйте на основе анализа фрагмента статьи П. Г. Редкина (см.:раздел «Проблемно-аналитический материал». Рабочая тетрадь тема 1.1) составить свод правил, которыми следовало бы руководствоваться при изложении учебного материала по педагогике. 
  1. Попытайтесь, выступив в двух амплуа: сторонника и оппонента К. Д. Ушинского, доказать справедливость и необоснованность утверждения автора о том, что педагогика не есть наука (на основании фрагмента «Предисловия…», представленного в разделе «Проблемно-аналитический материал». Рабочая тетрадь тема 1.1).
  1. Мы говорили о том, что педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. А оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Если оказывает, то какое?
  1. Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастет? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?
  1. Начните работу по составлению «краткого педагогического словаря» (см. приложение в рабочей тетради). Постарайтесь формулировать определение кратко, четко, ясно.

Задания для самостоятельной работы по теме 1.2

1. Ответьте на вопрос:

В. П. Вахтеров пишет: «Воспитание – это самое трудное из искусств». Можно ли на основании этого высказывания и всего прочитанного отрывка сделать вывод, что он считал воспитание только искусством? (см. «проблемно аналитический материал» в рабочей тетради к теме 1.1; отрывок из работы В. П. Вахтерова «Основы новой педагогики»).

  1. Л. Н. Толстой, который известен не только как великий писатель, но и как один из крупнейших отечественных педагогов, писал: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания, предметом же педагогики должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, науки, жизнь – все образовывает».

С чем здесь вы можете согласиться? Что могло бы вызвать сомнение?

Попробуйте соотнести утверждение Л. Н. Толстого «воспитание не есть предмет педагогики» с тезисом о том, что предмет науки составляют наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой. 

3. Разгадайте кроссворд и по аналогии составьте, используя основные педагогические и профессионально-педагогические категории, свой.

По горизонтали:

  1. Развитие.
  2. Самообучение.
  3. Безработный
  4. Перевоспитание
  5. Специальность
  6. Мастерство
  7. Воспитание
  8. Конкурентноспособный
  9. Рабочий
  10. Специализация

По вертикали:

1.Образование

  1. Профессия

3, Профессионализм

4.Самообразование

  1. Работник
  2. Становление
  3. Воспитательные
  4. Служащий
  5. Социализация
  6. Обучение

Задания для самостоятельной работы по теме 1.3

1. Прочитав фрагмент из статьи М. И. Демкова (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.3), подготовьте в форме кратких тезисов обоснование необходимости и роли гипотезы в научном исследовании.

2. Составьте библиографическое описание (карточки) работ, представленных в разделе «Проблемно-аналитический материал» (рабочая тетрадь, тема 1.3) первой и второй тем данного учебного пособия.

3. На основе анализа приведенных ниже текстов (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.3), постарайтесь выполнить следующие задания (или одно из них по вашему выбору):
  • определите педагогические проблемы, которые, по Вашему мнению, целесообразно было бы исследовать;
  • сформулируйте проблему научно-педагогического исследования, дайте краткое обоснование ее актуальности;
  • определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;
  • попытайтесь построить гипотезу и составить план экспериментальной работы. 
4. Сформулируйте определения следующим понятиям и запишите в свой «краткий педагогический словарь»:
  • проблема;
  • тема;
  • цель;
  • задача;
  • гипотеза;
  • исследовательский подход;
  • эксперимент. 

 5. Прочитайте отрывок из замечательной, удивительно доброй книги Януша Корчака «Как любить ребенка» (см. раздел «Проблемно-

аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.3) и определите, какие и насколько значимые противоречия в системе межличностных отношений детей раскрывает автор. 

Задания для самостоятельной работы по теме 1.4

Внимательно прочтите документ, представленный в проблемно аналитическом материале (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.4). Выскажите свое мнение о реализации Болонской Декларации в нашей стране, а также продумайте, какие последствия может вызвать ее реализация. Свой ответ оформите в виде ЭССЕ. 

Задания для самостоятельной работы по теме 2.1

1. Дайте характеристики общепедагогическим принципам организации и функционирования процесса обучения, выделив условия их применения.

2. Обобщите вышеизложенный материал и полученную информацию на лекции по данной теме и напишите СИНКВЕЙН.

3. Проанализируйте занятие (или конспект урока, см. проблемноаналитический материал в рабочей тетради к теме 2.2) с позиции реализации общепедагогических и дидактических принципов, оцените реализацию этих принципов.

Задания для самостоятельной работы по теме 2.2

1. Впишите правильный ответ:

Конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональноценностной) и психомоторной областях, называются –

 2.Впишите правильный ответ:

Классификация и систематизация объектов, построенная на основе их взаимосвязи, которая использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, называется –

3. Установите правильную последовательность разработки цели: ________________ 

1

на основе информации сформулировать цель в единстве всех трех ее компонентов

2

принять решение о достижении цели 

3

сделать выбор наиболее значимой информации

4

обобщить, сравнить определенную информацию 




Пример выполнения:

1.1 На основе сравнительного анализа текстов и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки:

  • выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов;
  • сформулируйте приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать объектом и предметом исследований конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики (например: дидактики, сравнительной педагогики, профессиональной педагогики, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих проблемы человека, общества, научного познания.

Вахтеров В. П. (Основы новой педагогики,1913 г.) писал: «Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что стремление их к развитию также нетождественны.

Ввиду этого новая педагогика требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика.

Старая педагогика, рассматривающая ребенка лишь как материал для развития, заботилась только об одном: научить; новая педагогика должна заботиться о том, чтобы ребенок хотел научиться.

Если старая школьная педагогика отвечала только на один вопрос: что должен знать и уметь ученик, то новая педагогика постарается ответить на другой вопрос: что в данный момент лучше всего отвечает естественному и нормальному стремлению ребенка к развитию? Если официальная школьная педагогика основывает все обучение на послушании, то новая педагогика – на естественном стремлении ребенка к прогрессивному развитию и на его интересах как выразителях этого стремления.

Новая педагогика сбросит с плеч ученика весь ненужный багаж устарелых требований, весь балласт знаний, потерявших в наш век всякий педагогический интерес и всякое значение; она пойдет за современной жизнью и естественными, здоровыми стремлениями самого ученика, будет развивать в нем жажду все новых и новых знаний, соответствующих потребностям и идеалам века. Она не даст ему полных, исчерпывающих современную науку знаний, но она приоткроет завесу, скрывающую знания, укажет путь, а главное – возбудит умственный голод в ребенке. Ее лозунгом будет: все для гармоничного развития нормальных природных задатков ребенка, соответственно со стремлениями ребенка к прогрессивному развитию, все добровольными усилиями самого ребенка, и ничего насилием. (Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М., 1990. – С. 520–523).

Э. Д. Днепров в труде «Школа и общество» (1989) отмечал: «Идея развития – … узловой момент идеологии новой школы. Три основные грани этой идеи: постоянное развитие образования, превращение его механизм развития личности и в действенный фактор развития общества.

Нынешняя школа, декларируя задачу всестороннего и гармоничного развития личности, своим авторитарным строем, дидактоцентризмом содержания, форм и методов образования по сути исключает самую возможность развития учащихся. Умственное развитие подменяется усвоением так называемых ЗУНов – знаний, умений, навыков.

Эмоциональное – примитивными, частичными знаниями об искусстве. Вместо развития способности и готовности к труду формируется стойкая от него отчужденность – естественное следствие подневольности, случайности и бессистемности узкопонятного учебного труда, без адресности его результатов.

Зоны развития ребенка еще более сужаются из-за искусственного школоцентризма детской жизни, из-за стремления охватить всю жизнь ребенка рамками школы…

Не менее существенное препятствие развитию ребенка – господствующее понимание цели школы только как «подготовки к жизни». Оно изолирует школьную жизнь ребенка от целостного процесса его жизнедеятельности, отрывает школу от жизни, обучение и воспитание – от других факторов развития детей, зачастую более значимых, особенно в подростковом и юношеском возрасте, – средств массовой информации, «улицы», семейной среды, самообразования.

Оба эти автора говорят это том, вся деятельность школы не может быть направлена на сам процесс образования, на определенные знания, умения, навыки, стандарты. Это отрывает школу от самого ребенка, его потребностей, его личностных возможностей. Цель образования должно быть – развитие каждого ребенка, а не доведение его до определенного стандарта.

Образовательная политика включает три важнейших элемента.

 Во-первых, нормативно-правовую политику, как установку границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции.

 Во-вторых, культурно-идеологическую политику, т.е. ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения.

В-третьих, финансовую политику – распределение и использование средств.

Исследователи на сегодняшний день выделяют две тенденции в осуществлении образовательной политики:

  • англо-американская ориентация, рассматривающая образование как личное дело каждого человека; система образования представляет собой индустрию образовательных услуг;
  • германско-русская ориентация, основанная на государственной ответственности за образование: доступность образования всем слоям населения.

Управление системой образования согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании» призвано обеспечивать целенаправленность и организацию процессов в управляемом объекте. В этой связи «управление системой образования можно определить, как специальную деятельность, в которой ее субъекты посредством решения управленческих задач обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемой подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений.

Обеспечение управления системой образования должно выстраиваться с учетом общих принципов педагогического управления, прописанных в законодательных актах Российской Федерации:

  • принцип научности, предполагающий ориентацию на достижения науки и практики, учет законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления;
  • принцип гуманизации, проявляющийся в создании благоприятных условий для развития личности педагогов и учащихся, удовлетворения их потребностей;
  • принцип демократизации, заключающийся в том, что в решении управленческих задач участвуют все заинтересованные органы и лица, существует возможность выбора решения;
  • принцип оптимальности и эффективности, выражающийся в соотношении затрат сил, ресурсов, времени и полученного результата;
  • принцип прогностичности управления, проявляющийся в ориентированности на «потребное будущее» внешней и внутренней среды образовательной системы;
  • принцип непрерывности, основанный на постоянном изучении состояния образовательного процесса, анализе факторов и условий, влияющих на его качество;
  • принцип обратной связи, заключающейся в регулярном получении системой управления информации об эффективности управленческих действий и о наличии либо отсутствии запланированного результата;
  • принцип главного звена, обусловленного выбором ведущих направлений деятельности, предполагающий выявление главных задач и эффективных способов их реализации;
  • принцип компетенции, основанный на овладении коллективом учреждения технологией управления;
  • принцип системности управления предполагает необходимость охвата процессом управления всей совокупности (объектов и субъектов) целостной системы образования.3

Согласно «Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» приоритетными направлениями в образовательной сфере были провозглашены приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. На всех уровнях образования внедряются образовательные стандарты с целью обеспечения компетентностного подхода и взаимосвязи фундаментальных знаний и практических умений, что, в свою очередь, должно отразиться на системе аттестации работников образовательной сферы, а также на введении нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг и механизмов оценки качества и востребованности данных услуг потребителями

Для достижения этой цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Главной задачей педагогики является задача осуществления закономерностей в областях воспитания, управления образовательными и воспитательными системами образования.

Закономерности в педагогике связаны с преднамеренно созданными, а также существующими условиями и полученным результатом. В качестве полученных результатов выступают такие понятия, как обученность, воспитанность, развитость личности обучающегося.

Эта задача пересекается с задачами образовательной политики в части основных направлений деятельнсти.

Также в состав задач педагогической науки входит задача изучения и обобщения практики и опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой, поэтому каждый педагог-практик имеет свои методы воздействия на учащихся. Многие педагоги-практики создают новые педагогические технологии, однако ни одна технология не может быть предложена без теоретического обоснования. Роль педагогической науки состоит в том, чтобы проникнуть в педагогическую технологию педагога-новатора и предложить ее для педагогов, для дальнейшего использования данной технологии в образовании.

Еще одной задачей педагогической науки является задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. В педагогике появилось новое понятие – педагогическая инноватика.

Так как в нашей стране нет законов, которые позволяли бы закреплять авторские права за разработчиками педагогических открытий, то появляются попытки создания условий для перехода к легитимизации авторства на продукты педагогического творчества.

Еще одной важной задачей педагогических наук является прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без прогнозирования невозможно управлять педагогической политикой, совершенствовать педагогическую деятельность, систему управления, следить за экономикой образования. Педагогическая система одновременно функционирует и развивается. Следовательно, возникает необходимость управлять как функционированием педагогической системы, так и ее развитием.

Еще одной важной задачей является внедрение результатов исследования в практику. Если не будут внедряться новые педагогические исследования в практику, то нарушится принцип развития педагогической науки.

Задача педагогической науки – разработать теоретические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

Эти задачи педагогической науки существуют в педагогической науке и в образовательной политике отсутствуют. Любое направление педагогики (дидиактика, этнопедагогика, специальная педагогика будут реализовать педагогические задачи, так как они направлены на практическую деятельность. В любой области педагогики как разделу науки или отдельной науки будут разрабатываться методы, средства и формы обучения, но в каждой отрасли они будут немножко отличаться, будут иметь свою специфику.

 

28 стр.